предыдущий зал
следующий зал
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ |
СИМВОЛЫ |
символы национальной культуры
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Словарь русского языка С. И. Ожегова


Символы России – это визуальные и символические представления, которые отражают идеи, ценности, традиции и культуру народа России.

Символы раскрывают свой творческий потенциал в мифах, религии, искусстве. Данные формы духовной деятельности обладают своей спецификой, их сближает то, что они выполняют функции по объективации человеческого духа.
РОССИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ СТРАНА
С МНОГОВЕКОВОЙ ИСТОРИЕЙ, БОГАТЫМ КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ, ТАЛАНТЛИВЫМИ ЛЮДЬМИ И УНИКАЛЬНОЙ ПРИРОДОЙ.
В традиционной культуре символы устанавливают связи между материальным и духовным. Знак, который используется для обозначения, кроме указания на материальные объекты, отсылает понимание к религиозным, моральным, эстетическим ценностям. Эта особенность символов раскрыта в творчестве Н. А. Бердяева, который подчеркивал приоритет духовного над материальным в творческой деятельности. Русский мыслитель отмечал, что символы предназначены для выполнения роли посредников во взаимосвязи духовного мира с материальными вещами.

Карл Юнг считал, что создание символов – одна из главных функций социума. С помощью символизации человек создает модель окружающего мира, строит планы поведения и сценарии развития событий, ориентируется в историческом и социальном пространстве.

Созданием символов современной культуры занимаются представители различных творческих видов профессиональной деятельности (художники, дизайнеры, специалисты по рекламе и маркетингу и т. д.).

В этом зале выставки мы хотели бы затронуть тему символов национальной культуры России в рекламе.
БАЛЕТ БАЛЕТ
Прорыв русского балета в западный мир случился в начале XX века благодаря деятельности Сергея Дягилева. Этот человек обладал удивительным сочетанием черт характера: он тонко улавливал тенденции меняющегося мира, отлично разбирался в разных сферах искусства, видел таланты и горел желанием открыть Западу русское искусство в его одновременно самобытности и новаторстве. Дягилева называют величайшим в истории импресарио и антрепренером. И действительно, его деятельность, начиная от издания художественных журналов до организации выставок, концертов и знаменитых во всем мире балетных постановок «Русские сезоны», объединила таланты из разных сфер искусства в эстетическую силу, открывшую миру русский балет, музыку и живопись.
Балет


Русский балет – уникальный в мировой культуре феномен. А для России это один из главных символов национального искусства, наравне с русской литературой, музыкой и живописью.
В. Серов. Гастрольная афиша Анны Павловой в Париже. 1909 В. Серов. Гастрольная афиша Анны Павловой в Париже. 1909
Леон Бакст. Программа балета «Клеопатра» (костюм Клеопатры) Леон Бакст. Программа балета «Клеопатра» (костюм Клеопатры)
Анна Павлова Анна Павлова
Анна Павлова и Михаил Мордкин. 1910 Анна Павлова и Михаил Мордкин. 1910
Впоследствии Анна Павлова стала брендом. В Голландии в ее честь вывели особый сорт тюльпанов «Анна Павлова». На весь мир известен десерт Анны Павловой, который появился на свет в Нью-Йорке в руках мастеров, пораженных красотой танца звезды.
В 1909 году в команде Дягилева начал работать Леон Бакст (Лев Бакст). Он создавал дизайн костюмов и декораций для постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Жар-птица», «Синий бог», «Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых Фавна». Парижане были впечатлены новой эстетикой балета – буйство красок, восточный стиль так им понравились, что тут же в моду вошли прически и украшения в стиле Клеопатры, полупрозрачные ткани, тюрбаны и юбки-шальвары. Подобный стиль одежды требовал соответствующего тона кожи – и спрос на темную пудру вырос. Самого Бакста подобный ажиотаж несколько изумлял. «Парижанки так уж созданы, что все их поражающее на сцене находит себе живой отклик в моде. Только этим я могу объяснить, почему мои постановки так повлияли на постепенное преобразование женского костюма вплоть до цветных причесок», – говорил он.
Искусствоведы сходятся во мнении, что новаторский стиль хореографии, сценографии, дизайна одежды и музыки «Русских сезонов» значительно повлиял на разные сферы мирового искусства. Например, с ними связано появление в Европе и России художественного стиля ар-деко, который впоследствии надолго закрепился в оформлении балетных афиш.
Леон Бакст. Вацлав Нижинский в роли Фавна в балете К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна». 1912 Леон Бакст. Вацлав Нижинский в роли Фавна в балете К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна». 1912


С Дягилевым работали многие видные художники. Валентин Серов – большой поклонник импресарио – написал для рекламы гастролей русского балета в Париже афишу с Анной Павловой. Расклеенная по всему Парижу афиша произвела поистине фурор. Поговаривали, что портрет Анны Павловой вызвал даже больше обсуждений и отзывов, чем сама балерина. Плакат принес славу как его автору, так и танцовщице, прославив ее далеко за пределами страны и наградив почетным званием «танцующий бриллиант».
СОТРУДНИЧЕСТВО
С ПОПУЛЯРНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ
Наведите на картинку, чтобы прочитать описание, или нажмите, чтобы открыть
Е. Устинов. Карточка почтовая. Всемирный фестиваль молодежи
и студентов. Ленинград. 1956
Е. Устинов. Карточка почтовая. Всемирный фестиваль молодежи
и студентов. Ленинград. 1956
Ю. Анненков. Афиша «Русский балет Ирины Гржебиной». Париж. 1950-е Ю. Анненков. Афиша «Русский балет Ирины Гржебиной». Париж. 1950-е
О. Савостюк, Б. Успенский.
С. Прокофьев. «Иван Грозный». Балет в 2-х действиях. 1975
О. Савостюк, Б. Успенский.
С. Прокофьев. «Иван Грозный». Балет в 2-х действиях. 1975
Н. Ю. Игнатов. Афиша и эскизы
к балету «Берикаоба» Б. Квернадзе. 1975
Н. Ю. Игнатов. Афиша и эскизы
к балету «Берикаоба» Б. Квернадзе. 1975
«Вы видите лебедя на этом плакате? А он есть. Хотя сам лебедь не нарисован, но его силуэт складывается из рук и пачки. Прекрасный визуальный трюк, удивительный для своего времени. Экспрессивная поза, лица не видно, всю фигуру не видно, но с первого взгляда все считывается. Движение танца, схваченное в статике, да еще и со вторым визуальным значением».
Современный взгляд на историю
Наталья Румянцева, креативный директор рекламного агентства «Родная Речь», сценарист:
Примеры советского плаката в стиле ар-деко
БАЛЕТ – НАЦИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД, КОТОРЫМ ГОРДИТСЯ РОССИЯ!
Интурист. Вы можете увидеть это
в Москве (англ. яз.)
Интурист. Вы можете увидеть это
в Москве (англ. яз.)
Реклама
на экспорт
от «Интуриста»
А. Шамаш. Интурист. Визит
в СССР. Москва (нем. яз.). 1959
А. Шамаш. Интурист. Визит
в СССР. Москва (нем. яз.). 1959
H. H. Жуков. СССР. Фестиваль танца. Москва – Ленинград,
10–20 июня 1936 года. 1936
H. H. Жуков. СССР. Фестиваль танца. Москва – Ленинград,
10–20 июня 1936 года. 1936
Александр Данильчев-Гленко, 
основатель мастерской шоколада
Patris Glenco 
специально 
для нашей выставки
PATRIS
GLENCO
Patris Glenco (Патрис Гленко) – мастерская шоколада – основана в 2018 году Александром Данильчевым (ака. Александр Гленко) в Санкт-Петербурге. Бренд делает акцент на сторителлинге, создании лимитированных тиражей этикеток и индивидуальной работе с клиентами. За 5 лет было представлено более 700 вариантов оберток с работами 39 художников. В 2023 году мастерская особое внимание уделяет сотрудничеству и поддержке художников, а также созданию коллекционных и аукционных вариантов этикеток в формате галереи современного искусства в миниатюре (Millery). Бренд часто сотрудничает с ведущими артистами балета из разных театров мира. Публикуется в печатных и интернет СМИ.
ОБРАЗ БАЛЕРИНЫ
ДЛЯ РЕКЛАМЫ ШОКОЛАДА
БАЛЕТ В СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЕ
«Приглашаем заглянуть в репетиционный зал театра, место особенное и сокровенное. Три всемирно известных образа главных героинь: Одетта, Одиллия и Жизель.

Серия оберток Санкт-Петербургской мастерской шоколада Patris Glenco, созданная совместно с примой балериной Кремлевского балета Олесей Рослановой и известным балетным фотографом, создателем диджитал-платформ журнала о балете Алисой Аслановой.
Мы сочетали эмоции, движения, настроение, традиции – все то, что делает балет таким особенным на протяжении 300 лет.
Здесь нет мелочей: черно-белые фотографии передают атмосферу прошлого, эмоции – настроение спектакля, движения – традицию танца, которая передавалась из поколения в поколение, стиль текста отсылает нас к винтажным афишам, расположение символизирует вдохновение. Размер и форма шоколада позволяет комфортно разместиться в любой сумочке, плотная фольга позволит насладиться шоколадом, не привлекая внимание шумом, дизайн этикетки позволит сохранить ее для своей коллекции, не разорвав.

Для представленных экспонатов была разработана лаконичная подарочная коробка-паспарту по чертежам основателя мастерской».
НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ МОМЕНТА
Алиса Асланова, фотограф проекта. Создатель диджитал-платформ о балете Ballet Insider и La Personne, главный редактор диджитал-журнала «Балет»

«В фотографии самое ценное – непредсказуемость момента, неуловимое время вдруг становится реальным. Несмотря на подготовительную работу (продумывание кадра и схемы света), всегда в этом процессе будет присутствовать непредсказуемость. Никогда не знаешь, где тебя ждет то самое мгновение. Я всегда бесстрашно – но всегда с волнением! – бросаюсь навстречу этому поиску и большую часть времени на съемке оставляю импровизации.
НЕПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ МОМЕНТА
Фотография движения удваивает вышесказанное.
С опытом я поняла, что нужно ловить не движение, и даже не его пик, а именно эмоциональное ощущение движения, вложенное танцовщиком. Артисты балета способны наделить свое тело смыслом, даже не исполняя невероятного па. Часто полушаг, дисбаланс или проходное движение говорят много больше эффектных выверенных поз.

Несмотря на то, что в балетном искусстве я достаточно давно – восемь лет хореографической школы, восемь лет в театре, десять лет в балетной журналистике, – я замечаю, что у меня до сих пор сохранился тот же самый трепет от этого искусства, как тогда, в десять лет, когда я стояла у порога хореографического училища. Это придыхание передается и на мое творчество. Думаю, до тех пор, пока способность сохранять этот трепет присутствует во мне, фотография будет мне подвластна».
Нажмите на стрелку, чтобы открыть следующий слайд
Работа Елены Балух, которая получила приз фестиваля и была использована для главной афиши 2019 г. к международному фестивалю искусств «Дягилев P.S. Работа Елены Балух, которая получила приз фестиваля и была использована для главной афиши 2019 г. к международному фестивалю искусств «Дягилев P.S.
«История создания шоколада «Вдохновение» началась в 1976 г.
Главкондитер (Министерство пищевой промышленности СССР) поставил задачу – создать шоколад к 200-летию Большого театра...»
Появившийся в 1976 году, он очень быстро завоевал любовь и признание миллионов потребителей не только за высокое качество и особенный вкус, но и за оригинальный формат – внутри картонной упаковки находилось десять шоколадных порционных кусочков, каждый из которых был завернут в фольгу. Удобный формат делал его особенно подходящим для реализации на официальных мероприятиях и в театрах.

Поначалу «Вдохновение» так и распространяли, поскольку заполнить прилавки магазинов новым шоколадом фабрика тогда не могла – ей просто не хватало мощностей. Но постепенно производство стало увеличиваться, и со временем этот шоколад стал появляться в магазинах, буфетах и ресторанах столицы. Но все еще остававшийся дефицит делал «Вдохновение» предметом престижа.
Из воспоминаний Карпина Бориса Аркадьевича, инженера, создателя линии «Вдохновение»
Кейс подготовлен при поддержке Музея Истории Шоколада и Какао «МИШКА» холдинга «Объединенные кондитеры»
ЧИТАТЬ ИСТОРИЮ
Дягилевские сезоны.
Конкурс художников
В 2019 году к международному фестивалю искусств «Дягилев P.S.» был проведен конкурс афиш. Художники по всему миру создавали для российского фестиваля в Санкт-Петербурге афиши с образами балерин, вдохновляющие на посещение выставки.
Конкурс способствовал росту общественного внимания к фестивалю. Участники прислали 42 работы. Работы победителей были использованы для печатных фотоматериалов и рекламы фестиваля.
Олицетворение вдохновения на упаковке шоколада
из СССР
«Вдохновение» – советский «элитный» шоколад с дроблеными ядрами жареного фундука, имеющий насыщенный вкус какао и благородную горчинку с тонкими нотками жареных орехов – бренд холдинга «Объединенные кондитеры».
ДРЕВНЕРУССКИЕ УЗОРЫ В РЕКЛАМЕ И ПРОДУКТОВОМ ДИЗАЙНЕ
Вклады в сберегательные кассы способствуют развитию народного хозяйства СССР Вклады в сберегательные кассы способствуют развитию народного хозяйства СССР
Н. Жуков, С. Сахаров. Плакат «Интуриста». СССР – страна 189 народов. 1934 Н. Жуков, С. Сахаров. Плакат «Интуриста». СССР – страна 189 народов. 1934
Г. Комлев. Шпательные ткани красивы, практичны, хорошо драпируются… 1961 Г. Комлев. Шпательные ткани красивы, практичны, хорошо драпируются… 1961
Реклама изобилия продуктов
в СССР
Реклама изобилия продуктов
в СССР
С. Морозов. Посетите Закавказье! Московский областной совет по туризму и экскурсии. 1974 С. Морозов. Посетите Закавказье! Московский областной совет по туризму и экскурсии. 1974
Интурист. Наслаждайтесь отдыхом в лучших советских санаториях Ялты и Сочи (англ. яз.). 1971 Интурист. Наслаждайтесь отдыхом в лучших советских санаториях Ялты и Сочи (англ. яз.). 1971
М. Г. Удлер. Попробуйте блюда из скумбрии и ставриды – они вам понравятся! 1972 М. Г. Удлер. Попробуйте блюда из скумбрии и ставриды – они вам понравятся! 1972
Народные промыслы
ДРЕВНЕРУССКИЕ УЗОРЫ
В РЕКЛАМЕ И ПРОДУКТОВОМ ДИЗАЙНЕ


Что, как не узоры разных народов, способно раскрыть культурное разнообразие России?
И. Ф. Фалалеев. Масло крестьянское. 1975 И. Ф. Фалалеев. Масло крестьянское. 1975
Этикетки спичечные. Реклама меда. 1960-е
В Советском Союзе были и рекламные бюро при крупных компаниях, которые создавали эффективную рекламу брендов.
Советские рекламные бюро, сделавшие национальными символами бренды «Аэрофлота», «Морфлота», «Речфлота», «Интуриста» («Интурреклама»)
Советские плакаты «Аэрофлота» разных годов
Интурист. Волга Интурист. Волга
Пассажир, запомни надолго: от вагонов до светлых кают в теплоходах на море, на Волге – стол накрыт и везде тебя ждут. Москва. 1937 Пассажир, запомни надолго: от вагонов до светлых кают в теплоходах на море, на Волге – стол накрыт и везде тебя ждут. Москва. 1937
Круизные туры по Волге
в Советском Союзе
Круизные туры по Волге
в Советском Союзе
Плакат «Судоимпорта».
Мы экспортируем суда и морское оборудование (англ. яз.). 1978
Плакат «Судоимпорта».
Мы экспортируем суда и морское оборудование (англ. яз.). 1978
М. Мануилов. Приглашаем
в путешествие на туристских теплоходах! Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва. 1982
М. Мануилов. Приглашаем
в путешествие на туристских теплоходах! Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва. 1982
Г. С. Комаров, Б. П. Гусев.
Водный туризм – увлекательный вид отдыха. Москва. 1960
Г. С. Комаров, Б. П. Гусев.
Водный туризм – увлекательный вид отдыха. Москва. 1960
М. Мануилов. Приглашаем
в путешествие на туристских теплоходах. Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва. 1981
М. Мануилов. Приглашаем
в путешествие на туристских теплоходах. Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва. 1981
Плакат Министерства речного флота РСФСР. Лучший отдых – поездка на речных судах. Совершайте экскурсии, прогулки по историческим и живописным местам реки Дон Плакат Министерства речного флота РСФСР. Лучший отдых – поездка на речных судах. Совершайте экскурсии, прогулки по историческим и живописным местам реки Дон
Чтобы листать изображения,
нажмите на одну из стрелок
или индикатор, расположенный
под слайдером
ГУМ – самая известная торговая площадка не только Москвы, но и России. Качественные товары ведущих марок, множество доступных развлечений – от кинотеатра до заливаемого неподалеку ГУМ-катка.
История создания
То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд
и противоположный ряд домов
по нему – издавна было бойким торговым центром города
То место, которое сейчас занимает ГУМ, Ветошный проезд
и противоположный ряд домов
по нему – издавна было бойким торговым центром города
Ф. Гильфердинг. Красная площадь в Москве. 1787 Ф. Гильфердинг. Красная площадь в Москве. 1787
Верхние торговые ряды. Вид по Ильинке от старого гостиного двора Верхние торговые ряды. Вид по Ильинке от старого гостиного двора
Фото из альбомов
Н. А. Найдёнова. Старые Верхние торговые ряды (арх. О. Бове, 1815). 1880-е
Фото из альбомов
Н. А. Найдёнова. Старые Верхние торговые ряды (арх. О. Бове, 1815). 1880-е
Снос Верхних торговых рядов. Видны подвалы конца XVI века. 1889 Снос Верхних торговых рядов. Видны подвалы конца XVI века. 1889
Фото Е. Симонова из архива Музея Москвы. 1880-е Фото Е. Симонова из архива Музея Москвы. 1880-е
Строительство новых Торговых рядов на Красной площади. 1890 Строительство новых Торговых рядов на Красной площади. 1890
Репродукция почтовой открытки начала XX века с изображением Верхних торговых рядов на Красной площади Репродукция почтовой открытки начала XX века с изображением Верхних торговых рядов на Красной площади
Верхние ряды перед их закрытием
в 1886 году. Фасад по Ильинке
Верхние ряды перед их закрытием
в 1886 году. Фасад по Ильинке
Гравюра Д. С. Лафона по оригиналу Ж. Делабарта. Верхние торговые ряды после перестройки по проекту Дж. Кваренги. 1795 Гравюра Д. С. Лафона по оригиналу Ж. Делабарта. Верхние торговые ряды после перестройки по проекту Дж. Кваренги. 1795
Верхние торговые ряды. Поперечный проход
от Лобного места
Верхние торговые ряды. Поперечный проход
от Лобного места
Сейчас сложно представить центр Москвы таким, но на протяжении столетий он претерпевал изменения. Верхние торговые ряды были торжественно открыты 2 декабря 1893 года. Это был исключительный для Москвы и для России проект – на тот момент это был самый крупный пассаж Европы, символ Новой Москвы.
Однако во второй половине XIX века, когда начался бурный рост промышленности и торговли в России, торговые ряды уже не отвечали требованиям времени, масштабам и современным формам торговли. В 1887 году комплекс был закрыт. Прямо на Красной площади были поставлены временные лавки из 14 железных корпусов.
Специально созданное «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» провело всероссийский конкурс на лучший проект здания Верхних торговых рядов. Победил проект здания в псевдорусском стиле А. Н. Померанцева, В. Г. Шухова и А. Ф. Лолейта. Но самое сложное было впереди: московские купцы не желали останавливать торговлю на время строительства. Не помогло даже возведение временных торговых помещений. Поэтому властям пришлось пойти на крайние меры – запереть старые лавки и выставить перед ними охрану.
«При сносе торговых рядов были обнаружены двухярусные палаты времени Михаила Феодоровича [точнее, 1595 г.]. В тайнике обнаружены монеты 1600-х годов, шлем, рапира». Из журнала МАО, от 1889 года.
И вот 14 декабря 1893 года в присутствии генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича Романова и великой княгини Елизаветы Федоровны состоялось торжественное открытие Верхних торговых рядов.
Три просторных пассажа с отделкой из финского гранита и мрамора. Больше всего удивляла крыша – полностью прозрачная, которая днем пропускала солнечный свет, а ночью позволяла любоваться луной. Для создания этого чуда потребовалось 60 000 стекол.
Однако к архитектурному стилю ГУМа иногда предъявляли претензии, дескать, здание только прикидывается исконно русским, а по сути является европейским пассажем, наряженным в неподходящий русский костюм.
В гигантском трехэтажном здании Верхних торговых рядов разместилось более 1 000 магазинов.
БРЕНД ГУМ
А давайте копнем дальше и отправимся в XVIII век, ведь история ГУМа начинается еще раньше. При Екатерине II в торговых рядах на Красной площади сосредоточивалась почти вся розничная и оптовая торговля Москвы. В 1780-х годах передняя часть Верхних рядов со стороны Красной площади получила второй этаж и арочный фасад с десятиколонным портиком.
Пожары в то время случались несколько раз в год, особенно часто зимой – из-за печурок, которыми обогревались не стойкие к морозу приказчики. Самый большой пожар произошел в 1812 году, в дни французского нашествия.
В 1815 году по проекту Осипа Бове построили новое здание Верхних торговых рядов. Это строение поделили между частными владельцами, и их никак не удавалось уговорить даже на капитальный ремонт. Мало того, что там не было электричества и из-за угрозы возгорания нельзя было пользоваться свечками, так еще и здание рушилось на глазах. Однажды на покупателей свалился пласт штукатурки, а в другой раз барыня, примеряя бархатное платье, провалилась сквозь гнилой пол, сломала ногу и была доставлена в больницу прямо в неоплаченной обнове – хозяин боялся напомнить ей об этом.
Фото из архива Музея Меценатов. Фрагмент интерьеров. Меховой магазин П. Сорокоумовского. 1899 Фото из архива Музея Меценатов. Фрагмент интерьеров. Меховой магазин П. Сорокоумовского. 1899
Фото Branson DeCou. 1931 Фото Branson DeCou. 1931
Вид на ГУМ. 1959–1960 Вид на ГУМ. 1959–1960
У входа в ГУМ. 1964 У входа в ГУМ. 1964
ГУМ. 1964 ГУМ. 1964
Монтаж вывески. 1953 Монтаж вывески. 1953
Мойка стеклянной кровли над галереей ГУМа. 1953 Мойка стеклянной кровли над галереей ГУМа. 1953
1. Теперь торговая площадь делилась не на лавки, а на салоны, украшенные зеркалами и мебелью.
2. Для привлечения клиентов открыли отделение банка, граверную и ювелирную мастерские, парикмахерскую, зубоврачебный кабинет, почтовое отделение.
3. ГУМ стал прообразом современных торгово-развлекательных центров, так как там можно было совместить поход по магазинам с посещением спектакля или выставки.
4. Появились первые в Москве ценники. Если раньше продавец сам объявлял покупателю цену, и с ним можно было поторговаться, то теперь стоимость товаров стала фиксированной.
5. Здесь же появилась первая отечественная книга жалоб и предложений.
1. Первую рекламу ГУМа сделал Маяковский. Причем совершенно бесплатно. Он написал: «Все, что требует желудок, тело или ум, – все человеку предоставляет ГУМ».
2. В начале XX века в ГУМ поселили 22 семьи. Коммунальные квартиры устроили на верхних этажах здания, и в этих комнатах с видом на Кремль поселили обычных горожан.
3. В 1930 году Сталин закрыл универмаг, в здании разместились кабинеты чиновников.
4. Здание чуть не снесли в 1950-х, причем дважды. Однако распоряжения верховного главнокомандующего не дошли до исполнения. А после его смерти о них забыли.
5. Сообщение о победе в Великой Отечественной войне Левитан записывал в ГУМе.
6. Фонтан в здании торгового комплекса туристы фотографируют примерно раз в 3 секунды.
7. Именно универмаг возродил традиции зимних гуляний на Красной площади, которыми славилась Москва XIX века. Сегодня здесь проходит самая красивая новогодняя ярмарка в России.
8. Здание является памятником архитектуры и находится в федеральной собственности. Фактическим владельцем ГУМа Москвы считается российская компания Bosco di Ciliegi. Она арендовала универмаг до 2059 года.
В 1922 году Владимир Ленин решил, что политика «военного коммунизма» не даст возможности коммунистам удержаться у власти, и объявил НЭП – «Новую экономическую политику». Но сначала он решил попробовать это в Верхних торговых рядах и 1 декабря 1921 года подписал «Положение о Государственном Универсальном Магазине (ГУМ)».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Позже Сталин закрыл ГУМ, сюда вселились министерства и ведомства. ГУМ прекратил свое существование.
В 1950-е годы торговля сюда вернулась. 24 декабря 1953 года ГУМ был реконструирован и открыт для публики. В СССР это был самый крупный магазин.
К его открытию выстраивались огромные очереди, которые регулировали специальные наряды милиции.
Ныне ГУМ не имеет государственного статуса, но устоявшееся название было сохранено. Он стал неотъемлемым символом Красной площади.
На протяжении двадцати шести лет в Верхних рядах беспрерывно велась торговля, однако после национализации предприятия торговля стала таять, а в начале 1918 года и вовсе прекратилась.
Вскоре после октябрьских событий у всех владельцев Верхних торговых рядов отобрали товар и помещения. В 1918 году здесь появились советские учреждения, и Верхние торговые ряды стали жить монотонной, однообразной жизнью, «духом торговли здесь и не пахло».
А. Родченко, В. Маяковский.
Самый деловой, аккуратный
самый – в ГУМе обзаведись мозеровскими часами. ГУМ. Верхние торговые ряды. 1923
А. Родченко, В. Маяковский.
Самый деловой, аккуратный
самый – в ГУМе обзаведись мозеровскими часами. ГУМ. Верхние торговые ряды. 1923
А. Родченко, В. Маяковский. Приезжий с дач, из городов и сел, нечего в поисках трепать подошвы. Сразу в ГУМе найдешь все аккуратно, быстро и дешево! 1923 А. Родченко, В. Маяковский. Приезжий с дач, из городов и сел, нечего в поисках трепать подошвы. Сразу в ГУМе найдешь все аккуратно, быстро и дешево! 1923
Первый показ дома Dior в Москве. ГУМ. 1959 Первый показ дома Dior в Москве. ГУМ. 1959
Транзитная реклама ГУМа Транзитная реклама ГУМа
История рекламы ГУМа
Окончательно Москва расцвела только после смерти Сталина. В 1959 году по коридорам ГУМа гуляли изящные француженки, приехавшие в Москву на первый показ дома Dior.
У ГУМа великая история, прошедшая много трудностей, но несмотря на все, ГУМ – остается по сей день самым популярным торговым кварталом Москвы и России в целом.
В эпоху застоя у ГУМа появился собственный цех по производству мороженого в вафельных стаканчиках, белого и шоколадного.
В расцвет НЭПа рекламу ГУМа делал Владимир Маяковский. «В ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» – призывал поэт.
Владимир Маяковский сочинил для ГУМа 12 рекламных стихотворений.
Поэт формирует общую концепцию заведения: «Нет места сомненью и думе – все для женщины только в ГУМе».
Художник Александр Родченко нарисовал герб ГУМа – круг с буквами ГУМ в центре. В разных вариациях этот герб просуществовал все советское время. А Маяковский сочинил к нему слоган: «Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук!»
1. Рекламный буклет ГУМа. 1953

2. А. Родченко, В. Маяковский. Хватайтесь за этот спасательный круг! Доброкачественно, дешево, из первых рук! 1923

3. А. Родченко, В. Маяковский. Комфорт и не тратя больших сумм! Запомни следующую строчку:
лучшие ковры продает ГУМ – доступно любому, дешево и в рассрочку. 1924

4. А. Родченко, В. Маяковский. Верхние Торговые ряды. Всё, что требует сердце, тело или ум, –
всё человеку предоставляет ГУМ. Газета «Известия». 1923, № 145
В 1990-е годы в связи с трансформацией всего нашего общества возникла необходимость в обновлении имиджа фабрики.
Существует легенда, что надпись «Красный Октябрь» принадлежит руке Владимира Михайловича Гуляева, директора фабрики в суровые годы Великой Отечественной войны. Главный художник предприятия, увидев этот росчерк, заключил его в овал. Так родился новый логотип, который используется до сих пор.
Бренд
«Красный Октябрь»
специально 
для нашей выставки
об истории создания одного из самых ярких брендов – символов нашей страны – «Красный Октябрь» нам рассказала Марина Николаевна Жданович, директор Музея Истории Шоколада и Какао «МИШКА» холдинга «Объединенные кондитеры»
Логотип – важнейший элемент имиджа компании. Он возник на волне подъема производства и роста объемов производимой продукции, экспорта и конкуренции. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» как раз яркий пример такого производства и формирования своего фирменного знака.

В 1922 году с получением «Государственной кондитерской фабрикой N1» (бывшей Эйнем) нового названия – «Красный Октябрь» – возникла необходимость в новом символе – логотипе. На первом этапе им стало изображение зодиакального созвездия Скорпион в окружении звезд и букв К и О. Новому имени фабрики, рожденному в ноябре, определенно требовалось небесное покровительство в духе Серебряного века, царства символизма и эзотерики.
Однако этикета с этим символом немного. Поиски своего фирменного знака продолжались. Был вариант логотипа – аббревиатура КО в венке из лавровых листьев, но он еще более редкий.

В 1930-х годах появляется знакомый многим жителям нашей страны фирменный знак – условное изображение земного шара, в который вписан силуэт десертного шоколада «Золотой ярлык». На долгие годы он, с небольшими изменениями, стал визитной карточкой флагмана советской кондитерской промышленности.
Упаковка шоколада «Аленка» в Китае Упаковка шоколада «Аленка» в Китае
Образ девочки Аленки в платке стал истинно национальным символом.
Комментарий Ивана Земцова,
сакулумиста, обладателя коллекции оберток и фантиков бренда «Аленка»
«За 50 лет, прошедших со времени разработки рецепта первого отечественного шоколада (ГОСТ 6534-69), красивое русское имя „Алена“ в его уменьшительной форме воплотилось во множестве оригинальных образов. Популярность женского имени Аленушка напрямую связана с одноименной картиной, созданной в 1881 году выдающимся художником Виктором Васнецовым по мотивам русской народной сказки „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“. Это полотно хранится в Третьяковской галерее и является поистине хрестоматийным.
История легендарного бренда „Аленка“ чрезвычайно интересна с нескольких точек зрения. Стилистические особенности оформления российских и белорусских „Аленок“, украинских „Оленок“ и эстонских „Anneke“ определяли не только художественные школы и дизайнерские тенденции второй половины XX века, но и технологические возможности советской полиграфической промышленности.
В 1990-е годы стараниями новых производителей шоколада и кондитерских плиток на свет начали появляться многочисленные „Лжеаленки“ – обертки с изображениями девочек, очень похожих на классическую, всем известную „Аленку“, но выступающих под другими именами. Прилавки кондитерских магазинов наводнили всевозможные „Алины“, „Алисы“, „Анютки“, „Аннушки“ и „Лапушки“ – имитации популярного и коммерчески выгодного образа.
Одновременно рождались и новые шоколадные бренды, производные от женских имен и женских образов: самарские „Елена“ и „Сударушка“, питерские „Озорная Аленка“ и „Мечта Аленки“, минские „Припевочка“ и „Любимая Аленка“, волгоградские „Аксинья“ и „Аленкин соблазн“. Аналоги „Аленки“ существовали в Чехии, Словакии, Хорватии, Польше и других странах Восточной Европы. Оригинальные варианты „Аленок“ до сих пор выпускают кондитерские фабрики бывших союзных республик: украинская Roshen, эстонская Kalev, белорусские „Спартак“ и „Коммунарка“».
«Аленка» – шоколадная сказка России
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В РЕКЛАМЕ


Исследователи русской картины мира, социологи, культурологи выделяют огромное количество национальных культурных символов, в которых выражены те или иные понятия, имеющие ценность для русского человека.
ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ
В РЕКЛАМЕ
Многие из них имеют корни в фольклоре. Например, сильный и смелый герой или положительный герой, преодолевающий препятствия, мудрая девушка, различные помощники (животные, деревья, силы природы), персонажи-вредители и герои, олицетворяющие зло.
В российской рекламе персонажей из народных сказок можно встретить как в XIX–XX веках, так и в самых последних рекламных кампаниях.
Сказочные мотивы в рекламе «Аленки». И слоган у рекламной кампании тоже стилизован под язык сказок: «С Аленкой все сладко да гладко».
В рекламе «Вологодского пломбира» появляются известные герои мультфильма – три богатыря и конь Юлий.
Неизвестный автор. Шоколад «Иван Царевич». Братья
И. и А. Миллеры. Саратов.
Начало XX века
Неизвестный автор. Шоколад «Иван Царевич». Братья
И. и А. Миллеры. Саратов.
Начало XX века
Д. А. Шмаринов. В богатырских подвигах внучат вижу дедовскую славу! 1943 Д. А. Шмаринов. В богатырских подвигах внучат вижу дедовскую славу! 1943
Иллюстрация Ивана Билибина. Шоколад «Василиса Прекрасная». Товарищество «Д. Кромский». Харьков Иллюстрация Ивана Билибина. Шоколад «Василиса Прекрасная». Товарищество «Д. Кромский». Харьков
Шоколад «Сказка». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» Шоколад «Сказка». Кондитерская фабрика «Красный Октябрь»
Неизвестный художник. Товарищество Вейнеровских пивоваренных заводов в Астрахани. 1900-е Неизвестный художник. Товарищество Вейнеровских пивоваренных заводов в Астрахани. 1900-е
Год создания: 1955
Верхние ноты: бергамот, душица, шалфей, тимьян, бархатцы
Средние ноты: мускус, сандал, ирис
Базовые ноты: гречишный мед, деготь, кожа, дубовый мох
Авторы аромата: парфюмеры завода Новая Заря П. В. Иванов
и В. А. Грибанова
Самым сказочным среди советских шипров был «Каменный цветок», и для него абсолютно точно осень является наиболее подходящим временем. Причем не сентябрь с его почти летним солнцем, а вторая половина осени, когда воздух окончательно становится холодным и нередки заморозки – в точности, как в тот день, когда в сказке «Каменный цветок» Хозяйка Медной горы впервые показала Даниле-мастеру это волшебное растение: «Время осеннее было... Земля тогда уже подмерзать стала, и снежок припорашивал».
Нигде в советской околопарфюмерной литературе аромат «Каменного цветка» не описывается в деталях, даже Фридман говорит о нем очень лаконично: густой, яркий шипр. Каталоги 1970-х годов  описывают «Цветок» как парадные вечерние духи с нотами цветов бергамота, дубового мха и мускуса.

Аромат «Каменного цветка» изначально не претендовал на остромодность, парфюмеры сделали ставку на классику, любители которой находились всегда независимо от текущих тенденций. Классическое звучание способствовало его долгой жизни – «Цветок» выпускался до начала 1990-х.
Возможно, серьезной причиной долголетия «Каменного цветка» было его блистательное прошлое: в 1958 году он получил Гран-при на Международной выставке в Брюсселе. Причем приз был не только за аромат, но и за стильную эксклюзивную упаковку.

Роскошная коробка изготавливалась вручную. Автор дизайна упаковки – Владимир Денисов.
Удивительно красивый флакон с притертой крышкой, напоминающий бутон цветка, украшенный золотой веревочкой с печатью, был сделан настолько искусно, что многие принимали его за хрустальный, но на самом деле он был стеклянным. И, конечно, роскошная коробка из плотного картона, имитирующая малахитовую шкатулку, словно сошедшую со страниц сказки Павла Бажова. Внутри коробочка была золотого цвета с маленькими звездочками.
специально
для нашей выставки
КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК

«Музей Брендовъ, истории дизайна
и упаковки»
поделился с нами рассказом об интересном экспонате из своей коллекции
ОБРАЗЫ КЛАССИКОВ КАК СИМВОЛЫ ЗНАЧИМЫХ КУЛЬТУРНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ
специально
для нашей выставки
Туристический комплекс «Пряничный город»
и Музей «Белевский пряник»
, на примере экспонатов из их фондов, поделились с нами историей о том, как образ писателя Льва Николаевича Толстого использовался в этикете кондитерских изделий разных брендов
В рекламной кампании АНО по продвижению «Пушкинской карты» гипсовый бюст Пушкина с помощью рекламных слоганов призывает «вести себя культурно»: в музей, филармонию или в театр. В разработке концепции промо приняли участие школьники и студенты из проектов «Большая перемена» и «Твой Ход».
Образы классиков популярны в рекламе для подростков. Так, ADCR и McCann Erickson Russia разработали социальный креатив с классиками в виде билбордов с граффити.
Кампания называется «Социальная вакцинация: говорить, чтобы услышали», ее цель – призвать студенческую аудиторию бросить курить и стать более культурными.
Задача кампании – донести социально значимые ценности до аудитории, закрытой к стандартной социальной рекламе.
Пушкин, призывающий вести себя культурно
Русские классики
Яндекс
и Лев Толстой
В 2011 году жителей и гостей Санкт-Петербурга от лица Единой России поздравили с Днем города Пушкин, Бродский, Виктор Цой, Анна Ахматова и Дмитрий Шостакович. Плакаты с изображением российских классиков разместили на автобусных остановках.
«Мы работаем на Льва Толстого» – такую фразу можно прочитать на билборде недалеко от офиса Яндекса. Каламбур понятен только тем, кто знает адрес расположения бизнес-центра, в котором находится поисковый гигант, – Яндекс базируется на улице, названной в честь великого русского писателя.
«РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ»
По данным исследователя И. О. Окуневой, в русском языке зафиксировано наличие двух эталонов красоты: традиционный (деревенский) и заимствованный (городской). Традиционный идеал характеризуется наличием внешних признаков здоровья, таких как румяный цвет лица, крепость телосложения, статность, дородство. Основными характеристиками заимствованного эталона красоты выступает утонченность форм, элегантность, грация, хороший вкус.

В русской культуре актуализирован собственно русский тип красоты: «эталон женской красоты представлен в виде дородной женщины со здоровым румянцем, о которой говорят кровь с молоком, выступающей плавно, как пава, величаво, неторопливо, словно лебедь белая плывет, с царственным видом» (В. Е. Дерябин, 2002).

В рекламе образ русской красавицы «традиционного» и «заморского» типов активно использовался и используется со времени появления печатной рекламы – рубежа XIX–XX веков.
Неизвестный художник.
Бисквиты «Жорж Борман». 1900-е
Неизвестный художник.
Бисквиты «Жорж Борман». 1900-е
Цветочный одеколон. Товарищество «Брокар и Ко». Москва Цветочный одеколон. Товарищество «Брокар и Ко». Москва
Неизвестный художник. Гильзы «Победа» с ватой «Гаванна» Торгового дома «А. Койлю и Ко». 1900-е Неизвестный художник. Гильзы «Победа» с ватой «Гаванна» Торгового дома «А. Койлю и Ко». 1900-е
В. А. Табурин. Швейные машины компании «Зингер». 1900-е В. А. Табурин. Швейные машины компании «Зингер». 1900-е
Неизвестный художник.
«А. М. Жуков» <…> Мыло.
Гарное мыло. 1900-е
Неизвестный художник.
«А. М. Жуков» <…> Мыло.
Гарное мыло. 1900-е
Паровая фабрика конфет
и шоколада «А. Пылин».
Санкт-Петербург
Паровая фабрика конфет
и шоколада «А. Пылин».
Санкт-Петербург
Заморский
тип красавиц
Традиционная русская красавица
Неизвестный художник. «Калинкин». 1903 Неизвестный художник. «Калинкин». 1903
Неизвестный художник. Калинкинское пивомедоваренное товарищество в Санкт-Петербурге. 1903 Неизвестный художник. Калинкинское пивомедоваренное товарищество в Санкт-Петербурге. 1903
«РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ»


«В русской культурной парадигме поиски красоты равнозначны поиску духа. Под красотой понимается „энергия духа, явленная как вещь“; „дух управляет душой, а душа – телом, но не наоборот“»
(А. Казин, 2006).
«Красота представляет собой одну из фундаментальных составляющих в русской онтологически-ценностной триаде „добро – истина – красота“. Можно сказать, что красота − это эстетическое определение блага» (И. А. Борисов, 2004).
Русская красавица художника Табурина стала лицом компании «Зингер».
специально
для нашей выставки
Из коллекции Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство»
Столица и усадьба. Петроградъ. 1 ноября 1916. № 69. Из комплекта: Журнал «Столица и усадьба». 01.11.1916. Из коллекции Литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино» Столица и усадьба. Петроградъ. 1 ноября 1916. № 69. Из комплекта: Журнал «Столица и усадьба». 01.11.1916. Из коллекции Литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино»
Столица и усадьба. 1 февраля 1915. № 27.
Из комплекта: Журнал «Столица и усадьба». 01.02.1915. Из коллекции Литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино»
Столица и усадьба. 1 февраля 1915. № 27.
Из комплекта: Журнал «Столица и усадьба». 01.02.1915. Из коллекции Литературно-художественного музея-усадьбы «Приютино»
В советской рекламе, преобладающую часть которой составляет социальная и политическая реклама, в основном используются образы «сильных» женщин: с крепким телом, решительным взглядом. Антураж – колхоз, фабрика, спорт и даже политика. Утонченные девушки тоже есть – в рекламе журналов мод, коммерческой рекламе.
В рекламе с 90-х годов по нынешнее время используются самые разные образы женщин, но их порой сложно отнести к концепту русской красавицы.
И. Нивинский. Женщины, идите
в кооперацию. 1918
И. Нивинский. Женщины, идите
в кооперацию. 1918
А. Страхов-Браславский. Раскрепощенная женщина – строй социализм! 1926 А. Страхов-Браславский. Раскрепощенная женщина – строй социализм! 1926
Журнал «Работница». 1927 Журнал «Работница». 1927
Журнал «Крестьянка». 1935 Журнал «Крестьянка». 1935
А. Могилевский. Если книг читать не будешь – скоро грамоту забудешь. 1925 А. Могилевский. Если книг читать не будешь – скоро грамоту забудешь. 1925
С. Иванов. 1-е Мая. Да здравствует праздник трудящихся всех стран! 1920 С. Иванов. 1-е Мая. Да здравствует праздник трудящихся всех стран! 1920
Женщины
в постреволюционной пропаганде
Женщины
в советских журналах
и рекламе
Женский типаж
в фотографиях Ивана Шагина
Женская внешность
в рекламе военного времени
Женская внешность
в рекламе послевоенного времени
Г. Клуцис. Да здравствует многомилионный ленинский комсомол. 1932 Г. Клуцис. Да здравствует многомилионный ленинский комсомол. 1932
П. П. Подосенов. Требуйте везде и всюду бельевую соду «Сибирячка» содового завода «Петуховский содострой». 1927 П. П. Подосенов. Требуйте везде и всюду бельевую соду «Сибирячка» содового завода «Петуховский содострой». 1927
Журнал мод. 1945 Журнал мод. 1945
Молодая колхозница. 1931 Молодая колхозница. 1931
Метание копья. 1933 Метание копья. 1933
И. Тоидзе. Родина-мать зовет! 1941 И. Тоидзе. Родина-мать зовет! 1941
Н. Ватолина. Фашизм – злейший враг женщин… 1941 Н. Ватолина. Фашизм – злейший враг женщин… 1941
Б. Иогансон. За счастливую юность голосует молодежь! 1946 Б. Иогансон. За счастливую юность голосует молодежь! 1946
Н. Мартынов. Советское шампанское. Лучшее виноградное вино. 1962 Н. Мартынов. Советское шампанское. Лучшее виноградное вино. 1962
Журнал «Крестьянка». 1984 Журнал «Крестьянка». 1984
Н. Ватолина. Я буду голосовать… 1946 Н. Ватолина. Я буду голосовать… 1946
М. Соловьев. «Таких женщин
не бывало и не могло быть в старое время» (И. В. Сталин). 1950
М. Соловьев. «Таких женщин
не бывало и не могло быть в старое время» (И. В. Сталин). 1950
Т. Еремина. На трактор девушки садятся смело… 1941 Т. Еремина. На трактор девушки садятся смело… 1941
Д. А. Шмаринов. Воин, ответь Родине победой! 1942 Д. А. Шмаринов. Воин, ответь Родине победой! 1942
Н. Ватолина, Н. Денисов.
Не болтай! 1941
Н. Ватолина, Н. Денисов.
Не болтай! 1941
Ворошиловские стрелки в гостях у К. Ворошилова. 1935 Ворошиловские стрелки в гостях у К. Ворошилова. 1935
Физкультурники. 1933 Физкультурники. 1933
Журнал «Крестьянка». 1956 Журнал «Крестьянка». 1956
Агентство Octagon совместно с КХЛ впервые в истории российского хоккея создало ежегодную премию для клубных талисманов Лиги. За три сезона «Талисмания» КХЛ стала традицией.
Ключевая задача проекта – вызвать интерес к хоккею у детской аудитории. Для этого команда проекта постоянно тестирует и прорабатывает новые форматы и каналы коммуникации. Так, например, в 2023 году с помощью нейросети был создан трон Вселенной хоккея, за который боролись 22 талисмана клубов КХЛ в онлайн- и оффлайн-режиме.
АДВ

ТАЛИСМАНИЯ

КОМАНДА

КХЛ:
Доброхвалов Сергей
Цапов Владимир
Лунгиеки Изабелла
Соболев Степан
Измайлов Роман
Хавхало Иван

Octagon:
Комиссарова Татьяна
Заруцкий Иван
Белоусов Евгений
Рыжкова Анастасия
Ваганов Павел
Сон Екатерина

ИНТЕРВЬЮ

Павел Ваганов, директор по развитию бизнеса агентства Octagon:

«Коронавирусные ограничения лишили болельщиков возможности наблюдать любимую команду на льду. Так родилась идея создать проект с элементами соревновательности, в рамках которого поклонники хоккея смогли бы реализовать свой зрительский интерес и получить яркие эмоции, сравнимые с атмосферой матча. Поэтому в сезоне КХЛ 2020/2021 команда агентства предложила создать развлекательный проект в новом интерактивном формате, с привлечением талисманов хоккейных клубов Лиги. Благодаря такому формату удалось привлечь и длительное время удерживать внимание болельщиков, при этом соблюсти все правила, обусловленные пандемией».
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Талисмания

КЛИЕНТ: КХЛ
Ассоциация коммуникационных агентств России

© 2023
All Rights Reserved

© 2023
All Rights Reserved