Материалы из личного архива Игоря Рожкова
и Татьяны Багаевой
Рождение «Советского экспорта» произошло в 1957 году во время хрущевской оттепели. Правительство поставило задачу создать периодический сборник рекламных материалов, представляющий экспортные возможности СССР и информирующий о них зарубежных партнеров.
«Советский экспорт» издавался как проспект, затем получил официальный статус всесоюзного журнала. Первые номера печатались на английском языке, затем на четырех языках.
В период своего расцвета журнал выпускался пять раз в год (объем каждого номера – 64 полосы). В 1964 году его редакция из «Внешторгиздата» вошла в состав «Внешторгрекламы» в качестве структурного подразделения.
Целью информационной политики СССР на внешних рынках была демонстрация не столько успехов советского экспорта, сколько достижений советской промышленности, экспортного потенциала союзных республик. В журнале печатались работы советских художников и фотографов, многие из которых стали впоследствии признанными мастерами, получившими известность не только в нашей стране, но и за рубежом.
В 1982 году Игорь Рожков был назначен заместителем главного редактора редакции журнала «Советский экспорт» по фирменным (корпоративным) периодическим изданиям внешнеторговых объединений (10 журналов).
Редакция журнала «Советский экспорт» вошла в состав «Внешторгрекламы» в качестве структурного подразделения в 1964 году.
1 сентября 1973 года в результате протокола, подписанного между США и Советским Союзом в июне 1973 года, о содействии торговле и создании Американо-советского торгово-экономического совета.
В 1978 году Игорь Рожков по возвращении из США был назначен замдиректора фирмы «Комплексреклама» в составе «Внешторгрекламы». В состав «Внешторгрекламы» входил ряд фирм. «Комплексреклама» не только размещала советскую рекламу в зарубежных СМИ, но также проводила рекламные мероприятия в различных странах, в том числе во время организуемых на их территориях Торгово-промышленной палатой СССР международных выставок и ярмарок; организовывала и собственные зарубежные выставки.
Особенности советской внешнеторговой рекламы в части ее организации и обстановки, в которой она создавалась и реализовывалась, наиболее четко проявлялись именно в деятельности «Комплексрекламы». На эту фирму приходилась львиная доля заграничных командировок сотрудников объединения, поэтому она считалась его ключевым и самым «хлебным» звеном. Через нее размещались рекламные объявления и статьи, представляющие деятельность внешнеторговых объединений и экспортируемую ими продукцию в зарубежных и российских СМИ, главным образом в прессе (за границей – нередко в коммунистической, чтобы ее «подкормить»). Размещались рекламные материалы и в других рекламоносителях, например на щитах наружной рекламы в международном аэропорту «Шереметьево». Задания «Комплексрекламы» выполняли сотрудники объединения, командируемые за границу в качестве организаторов рекламных мероприятий, сопутствующих международным и специализированным экспозициям, участниками которых были внешнеторговые объединения.
О специфическом пропагандистском подходе советских специалистов к международной рекламной и выставочной деятельности, в частности, свидетельствуют воспоминания Игоря Рожкова о международной ярмарке, проходившей в начале 80-х годов в японской Осаке, на которой была солидная экспозиция Советского Союза. Можно себе представить удивление японцев, когда, ворвавшись в советский павильон, где они намеревались что-то купить, они видели модель синхрофазотрона, найденного в Заполярье мамонтенка «Диму», церковную утварь, православные иконы и многие другие абсолютно не связанные с ярмарочной деятельностью экспонаты.
«ВНЕШТОРГ». БРЕНД КАК ПРИВИЛЕГИЯ
Первый отечественный рекламист, направленный правительством в долгосрочную командировку в США, где он проработал 4 года; одним из первых в своих статьях знакомил отечественных рекламистов с позиционированием и брендингом; был организатором и председателем жюри Первой международной выставки рекламных объявлений стран-членов СЭВ (организатор – Внешторгреклама) в Москве в здании СЭВ на Новом Арбате; был организатором и автором Устава первой в стране Ассоциации работников рекламы.