предыдущий зал
интерактив
РЕКЛАМА |
СОЦИАЛЬНАЯ |
социальная реклама
Е. Кругликова. Женщина, учись грамоте!.. 1923 Е. Кругликова. Женщина, учись грамоте!.. 1923



Социальное послание
проникает в живопись, раскрывается в литературных произведениях, звучит в воззваниях, декламируется на сцене, разносится в призывах и кличах. Со временем вырабатывается особая смысловая знаковая система, обогащающая рекламное сообщение вербальными и невербальными средствами убеждения, ассоциативными образами и символами. Одновременно создаются правила чтения общественного послания, помогающие понять его значение, получить импульс.
Давайте преобразим социальную рекламу в летопись. Пройдемся по вехам развития общества нашей страны и убедимся, насколько органично обращение к общественному сознанию вплетается в культурно-историческую ткань.
Наведите на картинку, чтобы прочитать описание, или нажмите, чтобы открыть
НРАВСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ. СОЗИДАНИЕ ОБЩЕСТВА
Социальная реклама воспитывает человека с определенными личностными качествами, моральными принципами, установками и моделями поведения, задает вектор культурного развития. Это особенно актуально во времена перемен, когда общество переступает через условный порог новой эпохи.

После Крещения Руси именно православие становится одним из столпов русского мировоззрения. Понимание праведной жизни, обличение недостатков и пороков, разделение добра и зла – все это функции религиозной морали, которая является метафизической основой национального характера. Основными носителями нравственных ориентиров и смыслов в России вплоть до XIX века служат сначала проповеди, а затем духовные и светские лубочные картинки.


НРАВСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ. СОЗИДАНИЕ ОБЩЕСТВА
Цикл из четырех лубочных картинок, иллюстрирующих «Притчу о богатом и убогом Лазаре». Из коллекции русского лубка, собранной историком, писателем и публицистом М. П. Погодиным. Оттиск 1760-х годов с доски конца XVII – начала XVIII веков
Чтобы листать изображения,
нажмите на одну из стрелок
или индикатор, расположенный
под слайдером
Светский лубок тяготеет к театру, так как является неотъемлемым элементом ярмарочных представлений, отсюда и использование характеров-масок. Большой нос, как правило, признак грубости или гордыни, а высунутый язык – показатель небольшого ума. Стоит отметить, что подобное имеет место и сегодня – вспомним о героях-архетипах современной рекламы.
светский лубок
Лубок не перестает быть носителем житейской мудрости и через нее общественной повестки, однако его форма меняется: текст становится самостоятельным произведением, более сложным, грамотным с орфографической и грамматической точек зрения. Теперь лубочной картинкой можно любоваться, осмысливать ее содержание, но не разгадывать ее знаки и играть с символами.
В XVIII веке учреждается Немецкая слобода, общение с иностранцами задает новые направления в культуре. Петровская эпоха меняет созидательные начала, не лишая концепцию нравственности религиозного аспекта, но дополняя ее идеями рационализма, такими понятиями, как «долг перед отечеством», «государственность», «служба», «закон», «порядок».
1. Лубок «Рачительное домоводство». 1857

2. Песни А. В. Кольцова. Товарищество И. Д. Сытина. Начало XX века
В продвинутых кругах читали «Новое время», «Русское слово», тогда как неискушенный любитель новостей и городских сплетен предпочитал «Петербуржскую газету», «Московский листок» и др.
«У нас, православные христиане, и за грех не считают тайно взять у другого что-нибудь неважное, неценное, например: нарвать в чужом поле гороху, в чужом огороде овощей, в чуждом саду яблок и пр. Но не так учит слово Божие; оно запрещает похищать все чужое, не разграничивая больших вещей от малых, и прямо говорит – не укради. Следовательно, хотя похищение наше или воровство не велико, но оно есть нарушение заповеди Божией».
Пензенские епархиальные ведомости. 1883. № 18. С. 19. Об. 1
С увеличением количества учебных заведений растет и грамотность. Появляются новые журналы. Надо ли говорить, что и социальная, и коммерческая реклама дифференцировалась с расчетом на интересы определенной группы.
КОНЕЦ XIX ВЕКА –
ВРЕМЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ
Журнал «Зернышки Божией нивы». Троицкое чтение для детей. Кн. 145. Сергиев Посад. 1915 Журнал «Зернышки Божией нивы». Троицкое чтение для детей. Кн. 145. Сергиев Посад. 1915
Журнал «Задушевное слово».
Для детей старшего возраста. Товарищество М. О. Вольф.
28 января 1884
Журнал «Задушевное слово».
Для детей старшего возраста. Товарищество М. О. Вольф.
28 января 1884
Журнал «Всемирная иллюстрация». 1898 Журнал «Всемирная иллюстрация». 1898
По-прежнему большую роль в поддержании традиций нравственности играет Русская православная церковь.
В церковных журналах, таких как «Пензенские епархиальные ведомости», «Волжский вестник» и др., публикуются проповеди, в которых священники поднимают важные социальные вопросы, возникающие как побочные состояния прогрессивных взглядов.
С. Виноградов. Помогите несчастным детям. Купите красное яичко 28 марта. 1914 С. Виноградов. Помогите несчастным детям. Купите красное яичко 28 марта. 1914
Г. Д. Алексеев.
На продовольственную помощь малоимущим г. Москвы. Сбор 27–28 ноября 1916 года. 1916
Г. Д. Алексеев.
На продовольственную помощь малоимущим г. Москвы. Сбор 27–28 ноября 1916 года. 1916
Еще одной нравственной составляющей российского общества XIX века является благотворительность. Российская традиция заботы о нуждающихся имеет долгую историю и, конечно, сообразуется, прежде всего, с христианским мировоззрением.
К общественному сознанию взывают юмористические карточки, которые разоблачают проблемы нравственного и мировоззренческого характера. По этим культурным отпечаткам можно понять, какие социальные вопросы были актуальны на тот момент. Внимательный созерцатель, вероятно, узнает в некоторых эпизодах и сегодняшние реалии.
Итак, социальная протореклама как система стимулов, направленных на созидание идеального человека и образцового общества, появляется еще в Древней Руси в виде проповедей, духовных назиданий, визуальных и вербальных произведений религиозного содержания.
НРАВСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО. 1920–1930-е ГОДЫ
Если взглянуть объективно, никакая иная мораль не напоминает так христианскую, как советская.
Габриэль Гарсиа Маркес
Плакат этого периода должен быть как разряд молнии: его задача высечь искру, распалить желание созидать, быть сильнее, быстрее, продуктивнее. Положительные характеры изображаются в действии: их мышцы напряжены, они жаждут движения, в чертах лица – скрытая сила. Отрицательные герои, напротив, слабовольные, обмякшие, часто мало напоминающие людей. Внимание адресата также привлекается контрастностью цветов и четкой геометрией шрифтов.

На начальном этапе необходимо определить цель, показать перспективу. Задачей идеологов является создание привлекательной картины будущего. Актуализируется идея синергии футуристического города и деревни.
С. М. Карпов. Народы Союза Советских Социалистических Республик. Москва. [1925] С. М. Карпов. Народы Союза Советских Социалистических Республик. Москва. [1925]
Прочь от злодеев! Идите с нами! Москва. 1921 Прочь от злодеев! Идите с нами! Москва. 1921
Что делает взятка. Одесса. 1922 Что делает взятка. Одесса. 1922
Неизвестный художник. Тесная связь с трудящимися – залог мощи Красной армии. Москва. 1927
Неизвестный художник. Тесная связь с трудящимися – залог мощи Красной армии. Москва. 1927
Самогонщики, разбойники, бывшие стражники и урядники, кулаки и казнокрады – вон из сельского совета!.. Чернигов. 1924 Самогонщики, разбойники, бывшие стражники и урядники, кулаки и казнокрады – вон из сельского совета!.. Чернигов. 1924
Л. В. Саянский. Скоро весь мир будет наш. 1920 Л. В. Саянский. Скоро весь мир будет наш. 1920
Плакат изобилует метафорами. Это и строительство нового мира в борьбе за равенство и братство, и единение деревни и города, и развитие авиации, и простор засеянных полей. Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь тучи, – знак грядущей светлой жизни, преодоления невзгод. «После дождичка будет и солнышко». Энергия новых героев-атлантов – признак созидательной силы нового мира.
В то же время, чтобы собрать хороший урожай, необходимо подготовить почву, уничтожить сорняки и отделить зерна от плевел.
В 1920-е годы превалирует тема борьбы со старым миром и его пережитками.
Новое общество старается искоренить проявления порока старого мира: преступность, взяточничество, аморальное поведение.
Плакатист прибегает к многокадровой подаче информации, характерной для лубочной картинки и современного комикса. Это позволяет эффективно использовать плакатное пространство, уместив историю, включая завязку, кульминацию и развязку на одном листе.
Пора покончить с грабежом! Воровство есть огромное зло,
а при голоде – оно становится наитягчайшим преступлением… 1920-е
Пора покончить с грабежом! Воровство есть огромное зло,
а при голоде – оно становится наитягчайшим преступлением… 1920-е



Российское общество пересекает Рубикон и, наконец, выходит на строительную площадку нового мира. После окончания военного времени начинается конструирование новой жизни.
Нравственность и социальное строительство. 1920–1930-е годы
Фигура крестьянина, расправляющегося с врагами, занимает почти все пространство плаката. Бандиты и вредители, чьи головы летят с плеч, кажутся насекомыми, копошащимися под ногами исполина. Комментарий звучит, как возмущенный возглас, а лозунг – как смертный приговор без права обжалования.
Вредитель и есть вредитель – больше похож на грызуна, чем на человека.
Е. А. Лавинская, Е. В. Семенова. Будем охранять электропровода. 1925 Е. А. Лавинская, Е. В. Семенова. Будем охранять электропровода. 1925
Б. Е. Ефимов. Долой колхозы!
Мы-с за колхозы. 1933
Б. Е. Ефимов. Долой колхозы!
Мы-с за колхозы. 1933
Летун – враг. Бригада монументалистов АХРР. 1931 Летун – враг. Бригада монументалистов АХРР. 1931
Бьем по лжеударникам. 1931 Бьем по лжеударникам. 1931
Плакат подробно разъясняет все последствия заброса на электропровод. Такое вредительство было, по всей вероятности, частым явлением. 
Современный взгляд на историю
Мария Колосова, СЕО Group4Media:
«И снова тренд на ЗОЖ! Яркий пример классического агитационного плаката времен Советского Союза, где представлена игра слов, призывающая отказаться от алкоголя в пользу спорта.  
В 1930-е годы появляются новые антигерои: прогульщики, нерадивые рабочие, летуны и лжестахановцы. Новые «чужие» хитрее старых «чужих». Это приспособленцы, которые ведут подрывную деятельность изнутри, маскируясь под «своих».
Летун – квалифицированный работник, «перелетающий» с места на место в поисках лучших условий труда. Недостаток специалистов открывал возможность для недобросовестной манипуляции, что плохо влияло на производственный процесс и атмосферу в коллективе.
Для борьбы с нарушителями рабочей дисциплины принимаются жесткие меры. В 1933 году, согласно постановлению ЦИК и Совнаркома, за прогул полагается увольнение, а к концу 1930-х – тюремное заключение.
Одновременно с уничтожением недостатков и искоренением пороков происходит созидание правильного, нужного и полезного, воспитывается гражданин советского общества. Пропаганда проникает во все сферы жизни. Даже торговая реклама, которая вновь появляется в годы НЭПа, содержит идеологический подтекст. 
Смерть бандитам! Ах вы, мерзавцы, мы строим хозяйство, а вы мешаете. Минск. 1921 Смерть бандитам! Ах вы, мерзавцы, мы строим хозяйство, а вы мешаете. Минск. 1921
А. Михайлов. Озорство с электропроводами причиняет населению и государству несчастья и убытки. 1925 А. Михайлов. Озорство с электропроводами причиняет населению и государству несчастья и убытки. 1925
Н. Г. Котов. Кооперация осуществляет смычку между городом и деревней. 1925 Н. Г. Котов. Кооперация осуществляет смычку между городом и деревней. 1925
Фантастическая картина идеальной кооперации. Слаженная и размеренная работа на всех этапах: каждый знает свое место и дело. Трудолюбие и сила воплощаются в двух главных персонажах – рабочем и крестьянине, на которых, как на атлантах, держится новый мир.
П. Я. Караченцов. Строительство социализма. Москва. 1927
П. Я. Караченцов. Строительство социализма. Москва. 1927
Плакат как визуальный манифест гармоничного взаимодействия города и деревни.
Советская власть установила братский союз рабочих и крестьян. Укрепить этот союз – наша священная обязанность. Баку. 1924 Советская власть установила братский союз рабочих и крестьян. Укрепить этот союз – наша священная обязанность. Баку. 1924
Союз города с деревней (узб. яз.). Самарканд. 1920-е Союз города с деревней (узб. яз.). Самарканд. 1920-е
Спорт с буквой О – сила, с буквой И – могила. 1929 Спорт с буквой О – сила, с буквой И – могила. 1929
Сближение города и деревни непосредственно связано с электрификацией страны. Просветленному человеку – светлое помещение. Победить тьму, чтобы увидеть дорогу и не сбиться в пути.
Мы зажгли над миром истину эту… РОСТА № 742. 1920 Мы зажгли над миром истину эту… РОСТА № 742. 1920
Автор не ограничивается одним лозунгом или призывом, он демонстрирует, чем чревата подобная «шалость», переводя проблему на личный уровень: «непосредственно бьет по крестьянскому карману».
Наиболее важные части выделяются цветом и фиксируются изменением шрифта. Элементы визуального и текстового сообщения размещаются в определенном порядке: в центре – основная тема, вокруг которой расположены уточняющие ситуацию изображения и пояснения.
Плакат с отличником в правописании и ЗОЖе явно олицетворяет собой мораль и нравственность и подсказывает, что спорт и здоровый образ жизни – путь к хорошему самочувствию и здоровью, а выбор в пользу алкоголя может привести к печальным последствиям. Очень прямолинейно, понятно. Пионер, конечно, сейчас вызывает улыбку, а вот игра слов в рекламе актуальна и часто используется в наше время».
Государственная казна. Налоги пополняют государственную казну. Больше средств у государства – больше помощь крестьянскому хозяйству. 1920-е Государственная казна. Налоги пополняют государственную казну. Больше средств у государства – больше помощь крестьянскому хозяйству. 1920-е
В. И. Говорков. Колхозники и единоличники! Сдадим хлеб государству по обязательству полностью и в срок! 1933 В. И. Говорков. Колхозники и единоличники! Сдадим хлеб государству по обязательству полностью и в срок! 1933
Вперед! За индустриализацию страны, за коллективизацию деревни! 1931 Вперед! За индустриализацию страны, за коллективизацию деревни! 1931
В. С. Кораблева. Иди, товарищ,
к нам в колхоз! 1930
В. С. Кораблева. Иди, товарищ,
к нам в колхоз! 1930


Создается серия плакатов, пропагандирующих сознательный приоритет коллективного над временным частным интересом.
В 1927–1937 ГОДАХ ПРОВОДИТСЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ, НЕСМОТРЯ НА АКТИВНУЮ ПРОПАГАНДУ, ОНА ИДЕТ ВЕСЬМА БОЛЕЗНЕННО. РАЗОРЯЮТСЯ И ПОДВЕРГАЮТСЯ РЕПРЕССИЯМ БОЛЬШИЕ СЕМЕЙНЫЕ ХОЗЯЙСТВА. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ СТРОЯ ВЫВОДИТСЯ САМЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ И РАБОТОСПОСОБНЫЙ КОНТИНГЕНТ. ОТЧАСТИ ЭТО СТАНОВИТСЯ ПРИЧИНОЙ ДЕФИЦИТА ПРОДУКТОВ И ГОЛОДА 1932 ГОДА. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ НА ПЛАКАТАХ МЫ ВИДИМ РЕШИТЕЛЬНЫЕ, ВООДУШЕВЛЕННЫЕ ЛИЦА КОЛХОЗНИКОВ И ВЕСЕЛУЮ МОЛОДЕЖЬ.



Социальная реклама формирует образ советского человека и определяет набор присущих ему качеств.
образованный и культурный человек
Товарищ, после трудового дня иди
в клуб, там ты получишь отдых, знания и развлечение. 1927
Товарищ, после трудового дня иди
в клуб, там ты получишь отдых, знания и развлечение. 1927
Для того чтобы привлечь внимание адресата, автор плаката использует цвет, шрифт и геометрию. Каждая надпись подтверждается фотографией, что делает плакат живее, а призывы привлекательнее.
В плакате соблюдается равновесие текста и изображения, а различные детали (стрелка, полукруг, треугольник) задают направление, заставляют задержать взгляд на главном.
Наша цель – подняв культурный уровень рабочего, приблизить мировую революцию. 1927 Наша цель – подняв культурный уровень рабочего, приблизить мировую революцию. 1927
Автор плаката использует метафору, представляя просветительство в виде мишени, каждый круг которой символизирует возможности для достижения главной цели – состояния культурной просвещенности.
А. А. Мануилов. За решительное улучшение материально-бытовых условий жизни трудящихся! 1932 А. А. Мануилов. За решительное улучшение материально-бытовых условий жизни трудящихся! 1932
Ю. Шуйский. Радио. Из воли миллионов создадим единую волю. 1925 Ю. Шуйский. Радио. Из воли миллионов создадим единую волю. 1925
Радио представляется как основной проводник коммунистической идеологии, средство воспитания нового человека и инструмент единой воли.
Физически развитый, здоровый человек
День смотра физкультурных сил московских профсоюзов… 1928 День смотра физкультурных сил московских профсоюзов… 1928
Г. В. Кибардин. Физкультурный парад – мощная демонстрация силы и непобедимости советского народа! 1938 Г. В. Кибардин. Физкультурный парад – мощная демонстрация силы и непобедимости советского народа! 1938
Идейный, заинтересо-ванный человек
КИМ. ЛКСМ. 1925 КИМ. ЛКСМ. 1925
Ю. И. Пименов. Мы строим социализм. Москва – Ленинград. 1928 Ю. И. Пименов. Мы строим социализм. Москва – Ленинград. 1928
Г. Г. Клуцис. Выполним план великих работ. 1930 Г. Г. Клуцис. Выполним план великих работ. 1930
В. И. Говорков. Ваша лампа, товарищ инженер!.. 1933 В. И. Говорков. Ваша лампа, товарищ инженер!.. 1933
Г. Г. Клуцис. Вся Москва строит метро. Дадим к 17-й годовщине Октябрьской революции первую линию лучшего в мире метро. Москва – Ленинград. 1934 Г. Г. Клуцис. Вся Москва строит метро. Дадим к 17-й годовщине Октябрьской революции первую линию лучшего в мире метро. Москва – Ленинград. 1934
Трудолюбивый человек
Главенство интернационала над национальными интересами.
Человек мира
П. П. Соколов-Скаля.
Да здравствует 1 Мая! 1928
П. П. Соколов-Скаля.
Да здравствует 1 Мая! 1928
Г. Г. Клуцис. Да здравствует мировой Октябрь! 1933 Г. Г. Клуцис. Да здравствует мировой Октябрь! 1933
В. Б. Корецкий, В. А. Гицевич. Профсоюзы СССР – передовой отряд мирового рабочего движения. 1932 В. Б. Корецкий, В. А. Гицевич. Профсоюзы СССР – передовой отряд мирового рабочего движения. 1932
Человек-герой
П. П. Соколов-Скаля. Челюскинцам и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет! 1934 П. П. Соколов-Скаля. Челюскинцам и спасшим их героическим летчикам пламенный пролетарский привет! 1934
И. Я. Шерман. Горячий привет сталинским питомцам, отважным
и мужественным летчикам нашей родины! Москва. 1937
И. Я. Шерман. Горячий привет сталинским питомцам, отважным
и мужественным летчикам нашей родины! Москва. 1937
Человек – защитник Родины
П. Я. Караченцов. Каждый колхоз, каждый завод летчика даст в наш воздушный флот! 1936 П. Я. Караченцов. Каждый колхоз, каждый завод летчика даст в наш воздушный флот! 1936
К. А. Вялов. Да здравствует наша родная непобедимая Красная армия! 1936 К. А. Вялов. Да здравствует наша родная непобедимая Красная армия! 1936
Эффективность советской социальной рекламы подтверждается положительными результатами.
Социальная реклама 1920–1930-х годов стимулирует развитие плакатной живописи. Плакат становится основным носителем идей нового общества, кроме того, он выполняет и воспитательную функцию. Для более эффективного воздействия на общественное сознание плакатисты используют новаторские визуальные и вербальные приемы, стараясь максимально четко и ясно выражать идею, вызывать интерес необычным ходом или спецэффектом, заставить задержаться и не дать мысли соскользнуть с главной темы. Это время новых стилей, новых идей и новых достижений. Социальное сообщение служит своеобразным оттиском культурного состояния общества.
«К 1940 году было построено около 9 тысяч новых заводов. К концу второй пятилетки по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. Резко снизился импорт, что рассматривалось как завоевание страной экономической независимости. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость увеличилась с одной трети населения в 1928 году до 45 % в 1940 году, что обеспечило около половины роста ВНП… Был также заложен фундамент для советской науки, которая по отдельным направлениям со временем вышла на ведущие мировые позиции».
СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО ДОЛЖНО СОСТОЯТЬ ИЗ ЛЮДЕЙ ПРОДУКТИВНОГО ТРУДА, АЛЬТРУИСТОВ И ЭНТУЗИАСТОВ, ЗДОРОВЫХ ТЕЛОМ И ДУХОМ. 
1945–1964 1945–1964
Социальный дискурс актуализирует несколько тем: МЫ НАРОД-ПОБЕДИТЕЛЬ. ЗА НАМИ – ПРАВДА И СИЛА НАШИХ ПРЕДКОВ. МЫ – НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ.
Герои плакатов того времени устремляют взгляд вдаль, в будущее, как бы призывая людей вдохновляться перспективой лучшей жизни.
В этом же контексте раскрывается тема социальных улучшений. Теперь, когда коричневая чума повергнута советским народом, ничего не может помешать движению вперед. Очевидно, что нет в мире лучше страны победителей.
Новое поколение внемлет мудрости тех, кто стоял у истоков Страны Советов. На заднем плане «Бурлаки на Волге», как темное несправедливое прошлое, а за окном простор счастливого настоящего и светлый горизонт грядущего.
В. С. Иванов. Мы победили! Слава нашему великому народу, народу-победителю! 1945 В. С. Иванов. Мы победили! Слава нашему великому народу, народу-победителю! 1945
Брошюра. Роль русского народа в создании советского многонационального государства. Пенза. 1945 Брошюра. Роль русского народа в создании советского многонационального государства. Пенза. 1945
В. С. Иванов. Слава русскому народу – народу-богатырю, народу-созидателю! 1947 В. С. Иванов. Слава русскому народу – народу-богатырю, народу-созидателю! 1947
В. С. Иванов. Ты будешь жить счастливо! 1944 В. С. Иванов. Ты будешь жить счастливо! 1944
А. И. Лавров. Сбылись мечты народные! 1950 А. И. Лавров. Сбылись мечты народные! 1950


Послевоенное общество нуждается в восстановлении душевных и физических сил. Наряду с искусством, которое отвлекает от страшных воспоминаний и заряжает оптимизмом, задачу реконструкции общества выполняет социальная реклама. В первые годы стараются не бередить душевные раны, поэтому герои плакатной реальности представляются веселыми, бодрыми, готовыми на новые подвиги для восстановления страны. Именно поэтому в социальном дискурсе послевоенного времени не раскрывается трагедия людей с физическими увечьями, их поддержка остается за кадром. Затирается и вопрос преступности.
1945–1964
А. А. Кокорекин. С каждым днем все радостнее жить! 1952
Радостные лица колхозниц и колхозников символизируют счастливую жизнь сельскохозяйственных работников в созидательном труде.
Основная задача плаката – показать образцового советского человека, готового трудиться и созидать мирную жизнь, внимание, прежде всего, фокусируется на герое, который изображается крупным планом. Однако и фоновый план несет в себе социальный посыл. Как правило, иллюстрируется размеренная рабочая жизнь, коллективная деятельность или вдохновляющие результаты труда.
Социальная реклама эффективно действует на общественное сознание. Люди едут на край земли ради восстановления страны. Добровольцы срываются на большие стройки, покидают родные места, чтобы осваивать новые земли не за материальные блага, а ради высокой идеи.
Искренние чувства людей, открытые улыбки говорят сами за себя. Один из главных нравственных принципов «Один за всех и все за одного!» не утратил своей актуальности. Именно этот столп советского коллективного характера помогает решать непосильные задачи: поднимать страну из руин, делать научные открытия, бороздить космическое пространство, создавать бессмертные произведения.
Призыв осваивать новые земли, создавать условия для процветания страны
Е. Колосов. В 1960 году возьмем новые рубежи! 1960 Е. Колосов. В 1960 году возьмем новые рубежи! 1960
А. А. Кокорекин. Доведем добычу угля до 250 млн тонн в год! Уголь – это хлеб для промышленности! 1946 А. А. Кокорекин. Доведем добычу угля до 250 млн тонн в год! Уголь – это хлеб для промышленности! 1946
В. С. Климашин. Чтоб крепче мы стали – дадим больше стали! Москва – Ленинград. 1946 В. С. Климашин. Чтоб крепче мы стали – дадим больше стали! Москва – Ленинград. 1946
А. К. Сонин. Всем поездам – зеленую улицу! Москва – Ленинград. 1950 А. К. Сонин. Всем поездам – зеленую улицу! Москва – Ленинград. 1950
Б. Ф. Березовский. Колхозники, разводите зеркального карпа! 1950 Б. Ф. Березовский. Колхозники, разводите зеркального карпа! 1950
В. И. Говорков. Полевые работы
не ждут! 1954
В. И. Говорков. Полевые работы
не ждут! 1954
Призыв осваивать новые земли, создавать условия для процветания страны
Тема ударного труда
ради блага страны
1. В. П. Селезнев. На новые земли едемте с нами! 1954

2. Ф. Т. Глущук. Вспахивай целину на заданную глубину! Хороша земля, если рук не жалеть! 1954

3. В. С. Иванов. Строить быстро, дешево, хорошо! 1950

4. Р. М. Дементьев. К нам на стройку, молодежь! 1960
После смерти Сталина в 1953 году приоритеты начинают смещаться в сторону общественных нужд и благосостояния жителей страны. Отменяется обязательный государственный заем, теряет свою силу закон о наказании за опоздание и прогул. На повестке дня – улучшение качества жизни людей, повышение заработной платы, снижение цен на необходимые продукты.
В этот период объектом внимания становится сельское хозяйство, предполагается рост объемов производства молочной продукции, зерна, мяса. Активно поощряется животноводство.
Тема ударного труда ради блага страны Тема ударного труда ради блага страны Тема ударного труда ради блага страны
Как и прежде, идеал советского человека – это гармоничная во всех отношениях личность: ум, культура и совесть должны быть содержанием красивого сосуда. В СССР всегда придавали большое значение спортивной культуре, поэтому идея физического совершенства органично вписалась в социальную концепцию.
В. Б. Корецкий. Хочешь быть
таким – тренируйся! 1951
В. Б. Корецкий. Хочешь быть
таким – тренируйся! 1951
Н. И. Терещенко. Нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи
(В. Маяковский). 1955
Н. И. Терещенко. Нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи
(В. Маяковский). 1955
А. А. Кокорекин. Выше класс советского футбола! 1954 А. А. Кокорекин. Выше класс советского футбола! 1954
И. М. Тоидзе. Спорт в СССР – спорт миллионов! 1956 И. М. Тоидзе. Спорт в СССР – спорт миллионов! 1956
Б. А. Решетников. СССР – могучая спортивная держава! 1962 Б. А. Решетников. СССР – могучая спортивная держава! 1962
Основная цель спортивного плаката – показать идеал советского человека: здоровых жизнерадостных людей с открытыми, доброжелательными, но в то же время волевыми лицами. В лучших традициях советского плаката фоном проходит идея солидарности и коллективизма.
Спорт Спорт Спорт
Л. Ф. Голованов. Молодежь –
на стадионы! 1947
Л. Ф. Голованов. Молодежь –
на стадионы! 1947
спорт
Наступает оттепель, и на проталинах системы появляются молодые ростки свежего мировоззрения. Ветер перемен приносит экзотические ароматы, отголоски далеких мотивов и слов. В открытые двери проникает дух новой эпохи. В 1957 году в столице СССР распускается яркая, разноцветная фестивальная ромашка.

СССР получает уникальную возможность расширить свое влияние, приняв эстафету молодежного фестивального движения, выступающего с инициативой мира и дружбы на Земле. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года должен стать не просто очередным мероприятием, его значение далеко выходит за рамки антивоенной тематики.
Знаменитый набросок голубя мира Пикассо Знаменитый набросок голубя мира Пикассо
К. М. Кузгинов в Торгово-промышленной палате К. М. Кузгинов в Торгово-промышленной палате
К. М. Кузгинов за созданием панно в Торгово-промышленной палате К. М. Кузгинов за созданием панно в Торгово-промышленной палате
К. М. Кузгинов второй справа
с гостями фестиваля. 1957
К. М. Кузгинов второй справа
с гостями фестиваля. 1957
Дочь К. М. Кузгинова, художница Любовь Ажаева-Борисова Дочь К. М. Кузгинова, художница Любовь Ажаева-Борисова
Коллекция артефактов
с фестивальной символикой
Коллекция артефактов
с фестивальной символикой
Значок из частной коллекции. Фестиваль молодежи и студентов
в Москве. Гипромез. 1957
Значок из частной коллекции. Фестиваль молодежи и студентов
в Москве. Гипромез. 1957
Эмблема VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г. Эмблема VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г.
Улицы Москвы 1957 г. Улицы Москвы 1957 г.
Е. Соловьев. Открытка «За мир
и дружбу». 1956
Е. Соловьев. Открытка «За мир
и дружбу». 1956
Д. Дмитриев. Открытка «За мир
и дружбу». 1956
Д. Дмитриев. Открытка «За мир
и дружбу». 1956
Фото: Трепетов / РИА Новости
Фото: Трепетов / РИА Новости
Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев (на фото справа) раздает автографы участникам фестиваля. Фото: Алексей Гостев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев (на фото справа) раздает автографы участникам фестиваля. Фото: Алексей Гостев / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Москва 1957 г. Лужники Москва 1957 г. Лужники
Чтобы сломать стереотипные представления о стране, как о жесткой, негибкой структуре, необходимо создать особый климат, осветлить облик и придумать положительную яркую ассоциацию. К работе подключаются талантливейшие художники-оформители, плакатисты. Столица преображается, становясь почти сказочным градом. Убранство улиц: фигуры известных литературных героев, красочные художественные панно, растяжки с девизами фестиваля, электрофонтаны, символы и эмблемы – все это погружает в особую атмосферу радости, молодости, дружбы.
Неоценимое значение имеет символика. Из 300 работ, заявившихся на всесоюзный конкурс эскизов, визуализирующих ключевые идеи и принципы форума, жюри выбирает наиболее удачное и понятное представление. Дело в том, что одни участники повторялись, взяв за основу образ голубя Пабло Пикассо, другие же предлагали очень сложные решения, которые терялись в миниатюрном исполнении. В итоге победителем становится та самая знаменитая и прекрасная в своей простоте и метафоричности фестивальная ромашка. Венский конгресс Всемирной федерации демократической молодежи, в свою очередь, делает ромашку бессменной эмблемой праздника всеобщего согласия и единения. Все гениальное – просто! Именно так можно охарактеризовать символ Международного студенческого фестиваля 1957 года.
Воспоминания о праздничной Москве 1957 года будут жить в умах и сердцах, во многом благодаря творческой смекалке Константина Михайловича Кузгинова. Автор чудо-цветка, воплощающего идею дружбы и мира на Земле, – талантливый художник, плакатист, человек с интересной и непростой судьбой.
Напоминание о празднике юности, дружбы и безмятежности разъезжается, разлетается вместе с участниками и гостями фестивалей по разным уголкам планеты в виде сувениров, значков, открыток, календарей, марок, конфетных и шоколадных оберток. «Цветик-пятицветик», превратившись в талисман всемирной дружбы и согласия, не теряет своей волшебной силы и продолжает радовать все новые и новые поколения.

ЛЮБОВЬ АЖАЕВА-БОРИСОВА

Любовь к изобразительному искусству Константин Михайлович сумел передать и своим детям. Будучи прекрасным семьянином, он старался больше времени уделять их развитию, поощрял восприятие глазами, учил видеть важное в незначительном. Сегодня его дело продолжает дочь, замечательная художница Любовь Ажаева-Борисова. Вот что она вспоминает о рождении фестивальной ромашки: «В одном из интервью отец сказал:
„Я задался вопросом: что же такое фестиваль? И ответил так – молодость, дружба, мир и жизнь. Что точнее может символизировать все это? Работая над эскизами эмблемы, я находился на даче, когда всюду цвели цветы. Ассоциация родилась быстро и удивительно просто. Цветок. Сердцевина – земной шар, а вокруг 5 лепестков-континентов“. Лепестки обрамляют голубой шар Земли, на котором написан девиз фестиваля: „За мир и дружбу“. Еще я помню, он говорил о том, что его вдохновили, как спортсмена, олимпийские кольца – символ единства спортсменов всего мира».

КОЛЛЕКЦИЯ АРТЕФАКТОВ С ФЕСТИВАЛЬНОЙ ТЕМАТИКОЙ

У Любови Ажаевой-Борисовой хранится интересная коллекция из предметов с фестивальной символикой, начало которой положил сам Константин Михайлович.
«Это уникальная коллекция артефактов. И это здорово, когда привычные в быту вещи украшают эмблемой такого яркого события. В коллекции, помимо значков, почтовых открыток и марок, можно увидеть кубок, кружки, спичечные коробки, запонки, фотоальбомы и многое другое. Благодаря антикварным магазинам и всевозможным блошиным рынкам я до сих пор пополняю эту коллекцию».
ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ


Ценой невероятных усилий и благодаря самоотверженности поколения энтузиастов Советский Союз поднимается после разрушительной войны и, накопив достаточно сил, «выходит в люди», чтобы отстаивать интересы по ту сторону идеологической черты. Противостояние с Западом переходит в сферу науки, спорта, искусства, литературы.
КЕЙС «МОЛОДЕЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ 1957 г. ФЕСТИВАЛЬНАЯ РОМАШКА»
Б. Ф. Березовский. Сыну партии – слава! 1961 Б. Ф. Березовский. Сыну партии – слава! 1961
И. М. Тоидзе. Во имя мира. 1959 И. М. Тоидзе. Во имя мира. 1959
Б. Старис. 12 апреля сказка стала былью. 1961 Б. Старис. 12 апреля сказка стала былью. 1961
И. Д. Ёлкин. Хоть око видит, да зуб неймет. 1961 И. Д. Ёлкин. Хоть око видит, да зуб неймет. 1961
Родина-мать благословляет своих детей на космическое странствие.
12 апреля 1961 года произошло то, о чем давно мечтали писатели-фантасты. Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космическим путешественником в истории человечества, пионером звездных экспедиций. В Советской стране ликовали все – от мала до велика! Люди выходили на улицы и делились друг с другом своим восторгом, поздравлялись, оставляли в дневниках свои впечатления. Это была уже вторая мирная победа над амбициозным Западом. Страна, которая еще недавно лежала в руинах, смогла раньше всех заслужить статус космической державы. Конечно, легендарный полет попал на первые страницы самых популярных газет у нас и за рубежом. Выпущено множество плакатов, календарей, открыток, значков. Сенсационная рекламная компания Советского Союза оказалась мегауспешной.
Первый полет человека в космос
Противостояние
с западом
Через плакат и другие носители социального сообщения, открытки, фильмы, песни, транслируется нравственный образ советского человека, выступающего за мир.
Еще один используемый прием – это контрастная демонстрация преимуществ СССР над капиталистическим строем. У них – простой человек бесправен и страдает от гнета толстосумов. У нас – человек дышит свободно и живет в радости и достатке.
Противостояние с Западом
С. П. Сахаров, К. М. Кузгинов. Мы превращаем пустыни в цветущие края. Они превращают города и села в пустыню. 1950 С. П. Сахаров, К. М. Кузгинов. Мы превращаем пустыни в цветущие края. Они превращают города и села в пустыню. 1950
В. Б. Корецкий. Мы требуем мира! 1950 В. Б. Корецкий. Мы требуем мира! 1950
И. А. Ганф. Народы мира не хотят повторения бедствий войны
(И. Сталин). 1949
И. А. Ганф. Народы мира не хотят повторения бедствий войны
(И. Сталин). 1949
В. Б. Корецкий. В странах капитализма – дорога таланта…
В стране социализма – дорогу талантам! 1948
В. Б. Корецкий. В странах капитализма – дорога таланта…
В стране социализма – дорогу талантам! 1948
В. Б. Корецкий. При социализме нет места безработицы!
При капитализме миллионы безработных рук! 1950
В. Б. Корецкий. При социализме нет места безработицы!
При капитализме миллионы безработных рук! 1950
В. Б. Корецкий. Болтать – врагу помогать! 1954 В. Б. Корецкий. Болтать – врагу помогать! 1954
Социальная реклама создает образ «лживого Запада», появляется серия разоблачающих плакатов.
О. Савостюк, Б. Успенский.
Враг не дремлет… Будь бдителен! 1961
О. Савостюк, Б. Успенский.
Враг не дремлет… Будь бдителен! 1961
Еще одно направление на эту тему – враг подслушивает, не стоит болтать лишнего, надо быть бдительным.
В. И. Говорков. Не балуй! 1948 В. И. Говорков. Не балуй! 1948
Е. С. Малолетков. Как ни кинешь – ясен финиш! 1954 Е. С. Малолетков. Как ни кинешь – ясен финиш! 1954
В. С. Иванов. Мы убеждены: победит разум! 1962 В. С. Иванов. Мы убеждены: победит разум! 1962
Интернационал. Дружба и ссора с Китаем
Н. Н. Ватолина. Не позволим сеять вражду между народами! 1957 Н. Н. Ватолина. Не позволим сеять вражду между народами! 1957
В. С. Иванов. Пусть живет
и крепнет нерушимая дружба
и сотрудничество советского
и китайского народов! 1951
В. С. Иванов. Пусть живет
и крепнет нерушимая дружба
и сотрудничество советского
и китайского народов! 1951
В. С. Иванов. Крепим дружбу во имя мира и счастья! 1954 В. С. Иванов. Крепим дружбу во имя мира и счастья! 1954
Пусть вечно живет китайско-советская дружба! 1959 Пусть вечно живет китайско-советская дружба! 1959
Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой. Журнал «Крокодил». 1950. № 7. С. 16 Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой. Журнал «Крокодил». 1950. № 7. С. 16
В. Б. Корецкий. Свободу арабского народа не задушить! 1958 В. Б. Корецкий. Свободу арабского народа не задушить! 1958
В 1950-х годах советские технические специалисты приезжали в КНР для обучения китайских рабочих, помогали строить фабрики и заводы.
Интернационал.
Дружба и ссора с Китаем
Особый идеологический, экономический союз возникает между СССР и Китаем. В феврале 1950 года И. В. Сталин и Мао Цзэдун подписывают Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между Советским Союзом и Китайской Народной Республикой.
Недостатки и проблемы советского общества
недостатки и проблемы
советского общества
После Великой Отечественной войны неприятные темы старались замалчивать, однако к концу 1950-х годов начали говорить и о насущных проблемах, и о трагических событиях прошлого. Поднимается тема преступности, взяточничества, халтуры и брака, громче звучит экологический вопрос.
Мария Колосова, СЕО Group4Media:
«Стильный плакат из 60-х, говорящий сам за себя и без слов демонстрирующий последствия пьянства. Художник искусно и очень лаконично отобразил на своем постере ключевую мысль о пагубном влиянии алкоголя на личность. 
Рисунок, пройдя сквозь времена и эпохи, не выглядит устаревшим. Работало в советское время, сработает и сейчас – с такими синяками никакие патчи не помогут».
Современный взгляд
на историю
В. И. Говорков. «Из рабочей гущи выгоним пьющих!» (В. Маяковский). 1966 В. И. Говорков. «Из рабочей гущи выгоним пьющих!» (В. Маяковский). 1966
Б. Г. Резанов. Он постиг одну науку, как вернее взятки брать… 1956 Б. Г. Резанов. Он постиг одну науку, как вернее взятки брать… 1956
К. К. Иванов, В. М. Брискин. Ближе к жизни, к живому делу! 1954 К. К. Иванов, В. М. Брискин. Ближе к жизни, к живому делу! 1954
А. Г. Мосин. Хулигана – к ответу! 1958 А. Г. Мосин. Хулигана – к ответу! 1958
О. Д. Масляков, Е. С. Цвик. Вон дармоедов с тепленьких мест! Кто не работает, тот не ест! 1961 О. Д. Масляков, Е. С. Цвик. Вон дармоедов с тепленьких мест! Кто не работает, тот не ест! 1961
1980-е 1980-е 1980-е
ВНЕШТОРГРЕКЛАМА


Особый мир и особая эпоха в развитии российской рекламы. Продвижение товаров СССР и самой страны на внешний рынок в 60-е, 70-е и 80-е годы.
Интервью с И. Рожковым в буклете 58-й ежегодной конференции Business/Professional Advertising Association в Питтсбурге в кулуарах конгресса. 1975 Интервью с И. Рожковым в буклете 58-й ежегодной конференции Business/Professional Advertising Association в Питтсбурге в кулуарах конгресса. 1975
Обложка журнала содержит фото макета будущего Центра Международной торговли на Красной Пресне (ЦМТ, Совинцентр, «Хаммеровский центр»), построенного при участии Арманда Хаммера Обложка журнала содержит фото макета будущего Центра Международной торговли на Красной Пресне (ЦМТ, Совинцентр, «Хаммеровский центр»), построенного при участии Арманда Хаммера
Открытие Первого международного конкурса рекламы стран-участниц СЭВ. Выступающий: Игорь Рожков – организатор и председатель жюри. 1986 Открытие Первого международного конкурса рекламы стран-участниц СЭВ. Выступающий: Игорь Рожков – организатор и председатель жюри. 1986
После подписания АО «Внешторгреклама» и компанией Chilton соглашения о начале информационного обмена между СССР и США. В рамках соглашения были в СССР были изданы и распространены 10 томов справочника «Американская техника и промышленность» в США – Soviet Technical Digest. 1975 После подписания АО «Внешторгреклама» и компанией Chilton соглашения о начале информационного обмена между СССР и США. В рамках соглашения были в СССР были изданы и распространены 10 томов справочника «Американская техника и промышленность» в США – Soviet Technical Digest. 1975
Скан страницы с интервью с Игорем Рожковым, опубликованное в журнале Journal of the US-USSR Trade and Economic Council. 1975 Скан страницы с интервью с Игорем Рожковым, опубликованное в журнале Journal of the US-USSR Trade and Economic Council. 1975
Материалы из личного архива Игоря Рожкова
и Татьяны Багаевой
ИГОРЬ РОЖКОВ
Рождение «Советского экспорта» произошло в 1957 году во время хрущевской оттепели. Правительство поставило задачу создать периодический сборник рекламных материалов, представляющий экспортные возможности СССР и информирующий о них зарубежных партнеров.

«Советский экспорт» издавался как проспект, затем получил официальный статус всесоюзного журнала. Первые номера печатались на английском языке, затем на четырех языках.
В период своего расцвета журнал выпускался пять раз в год (объем каждого номера – 64 полосы). В 1964 году его редакция из «Внешторгиздата» вошла в состав «Внешторгрекламы» в качестве структурного подразделения.
Целью информационной политики СССР на внешних рынках была демонстрация не столько успехов советского экспорта, сколько достижений советской промышленности, экспортного потенциала союзных республик. В журнале печатались работы советских художников и фотографов, многие из которых стали впоследствии признанными мастерами, получившими известность не только в нашей стране, но и за рубежом.

В 1982 году Игорь Рожков был назначен заместителем главного редактора редакции журнала «Советский экспорт» по фирменным (корпоративным) периодическим изданиям внешнеторговых объединений (10 журналов).
Редакция журнала «Советский экспорт» вошла в состав «Внешторгрекламы» в качестве структурного подразделения в 1964 году.
1 сентября 1973 года в результате протокола, подписанного между США и Советским Союзом в июне 1973 года, о содействии торговле и создании Американо-советского торгово-экономического совета.
В 1978 году Игорь Рожков по возвращении из США был назначен замдиректора фирмы «Комплексреклама» в составе «Внешторгрекламы». В состав «Внешторгрекламы» входил ряд фирм. «Комплексреклама» не только размещала советскую рекламу в зарубежных СМИ, но также проводила рекламные мероприятия в различных странах, в том числе во время организуемых на их территориях Торгово-промышленной палатой СССР международных выставок и ярмарок; организовывала и собственные зарубежные выставки.

Особенности советской внешнеторговой рекламы в части ее организации и обстановки, в которой она создавалась и реализовывалась, наиболее четко проявлялись именно в деятельности «Комплексрекламы». На эту фирму приходилась львиная доля заграничных командировок сотрудников объединения, поэтому она считалась его ключевым и самым «хлебным» звеном. Через нее размещались рекламные объявления и статьи, представляющие деятельность внешнеторговых объединений и экспортируемую ими продукцию в зарубежных и российских СМИ, главным образом в прессе (за границей – нередко в коммунистической, чтобы ее «подкормить»). Размещались рекламные материалы и в других рекламоносителях, например на щитах наружной рекламы в международном аэропорту «Шереметьево». Задания «Комплексрекламы» выполняли сотрудники объединения, командируемые за границу в качестве организаторов рекламных мероприятий, сопутствующих международным и специализированным экспозициям, участниками которых были внешнеторговые объединения.

О специфическом пропагандистском подходе советских специалистов к международной рекламной и выставочной деятельности, в частности, свидетельствуют воспоминания Игоря Рожкова о международной ярмарке, проходившей в начале 80-х годов в японской Осаке, на которой была солидная экспозиция Советского Союза. Можно себе представить удивление японцев, когда, ворвавшись в советский павильон, где они намеревались что-то купить, они видели модель синхрофазотрона, найденного в Заполярье мамонтенка «Диму», церковную утварь, православные иконы и многие другие абсолютно не связанные с ярмарочной деятельностью экспонаты.
«ВНЕШТОРГ». БРЕНД КАК ПРИВИЛЕГИЯ
1. Г. Никитина. «Экспортлен» – поставщик хлопчатобумажных тканей с мировым именем

2. Неизвестный автор. Реклама «Cоюзнефтеэкспорт» в журнале «Советский экспорт»

3. А. Гидиримский. Покупайте часы «Восток»!

4. В. А. Асерьянц. Сталь из страны космических кораблей. ВO «Промсырьеимпорт»
Первый отечественный рекламист, направленный правительством в долгосрочную командировку в США, где он проработал 4 года; одним из первых в своих статьях знакомил отечественных рекламистов с позиционированием и брендингом; был организатором и председателем жюри Первой международной выставки рекламных объявлений стран-членов СЭВ (организатор – Внешторгреклама) в Москве в здании СЭВ на Новом Арбате; был организатором и автором Устава первой в стране Ассоциации работников рекламы.
Н. П. Чарухин. Пятилетку – досрочно! 1978 Н. П. Чарухин. Пятилетку – досрочно! 1978
В. И. Говорков. Хозяйствуй умело! 1966 В. И. Говорков. Хозяйствуй умело! 1966
Б. А. Решетников. Не теряй! 1975 Б. А. Решетников. Не теряй! 1975
А. Б. Якушин. Космос будет служить людям... (Ю. А. Гагарин). 1971 А. Б. Якушин. Космос будет служить людям... (Ю. А. Гагарин). 1971
Л. С. Тарасова. Спорт – посол мира! 1979 Л. С. Тарасова. Спорт – посол мира! 1979
О. А. Волкова, М. Н. Аввакумов. Добро пожаловать! Московская Олимпиада. 1980 О. А. Волкова, М. Н. Аввакумов. Добро пожаловать! Московская Олимпиада. 1980
Е. А. Каждан. Союз-Аполлон. 1975 Е. А. Каждан. Союз-Аполлон. 1975
Осознанный труд
и любовь к своему делу
Попытка воспеть трудовой энтузиазм в плакатах, открытках, песнях и фильмах.
К работе активно привлекается молодежь, студенты и школьники. Считается, что совместный физический труд сплачивает и облагораживает человека.
В 1968 году погиб пионер космических полетов Юрий Гагарин.
В 1975 году состоялся первый международный полет пилотируемых кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Знаковость этого события неоспорима – космос-примиритель стал подвижником союза двух противоборствующих сил, так или иначе, изменив что-то в общественном сознании.
Плакаты международных мероприятий призывают к глобальной дружбе и сотрудничеству. Изображение отличается яркостью, как правило, в цветовой гамме доминирует голубой, красный, зеленый, символика Олимпиады напоминает о грядущем событии.
Застой
Вот что пишет своей подруге легендарная актриса Фаина Раневская: «Почему же Гагарину не сказали о том, что он принадлежит миру, а не себе, и разрешили ему лететь? И тут равнодушие, и тут безразличие, непонимание значения личности его, первооткрывателя космоса. Горе и гнев терзали меня, а какой приятный он был в общении, скромный, даже застенчивый. Я обессмертилась тем, что его обнимала и целовала, а потом видела это в кино... Вчера мне пришлось играть сцены из „Сомова“ – а я только и думала о гибели Гагарина, – была растеряна и несчастна, а вернувшись домой, одна пила водку, – такого со мной не было никогда».
Э. С. Арцрунян. Берегите природу – источник жизни, бодрости, здоровья! 1977 Э. С. Арцрунян. Берегите природу – источник жизни, бодрости, здоровья! 1977
Империализм – это голод, нищета, безработица. 1983 Империализм – это голод, нищета, безработица. 1983
И. Е. Сычев. Сбережем добро народное – наше поле плодородное! Не позволим никому наносить урон ему! 1978 И. Е. Сычев. Сбережем добро народное – наше поле плодородное! Не позволим никому наносить урон ему! 1978
Е. А. Каждан. Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 1981 Е. А. Каждан. Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 1981
М. Ержанов. Вот что лень и сладкий сон дали лодырю в сезон. 1967 М. Ержанов. Вот что лень и сладкий сон дали лодырю в сезон. 1967
В. К. Вотрин. Сияй, наше созвездие! 1966 В. К. Вотрин. Сияй, наше созвездие! 1966
обличение капитализма
Охрана природы. Уважение к истории
Благодаря частичному переходу на хозрасчет предприятия получили возможность не только поощрять работников, но и лишать их дополнительных выплат. Таким образом, наказание обрело материальное воплощение.
Москва будущего глазами 1960 года алеет флагами и сверкает звездами.
По-прежнему на горизонте сверкает зарницей коммунистическое будущее, одни смотрят вперед с надеждой, другие сомневаются, а третьи надеются, что погода изменится и наступит новое время. На волне космических успехов возникают фантастические картины грядущих дней.
БУДУЩЕЕ СССР
М. Комаров. Перестройка, демократия, реформа, гласность. 1989 М. Комаров. Перестройка, демократия, реформа, гласность. 1989
М. Л. Томилов. Не зажимай критику! Гласность. 1989 М. Л. Томилов. Не зажимай критику! Гласность. 1989
А. Ваганов. Помним? 1988 А. Ваганов. Помним? 1988
Б. Г. Дорогань. Государство – это и мы. 40 млн наших сограждан живут ниже черты бедности. 1989 Б. Г. Дорогань. Государство – это и мы. 40 млн наших сограждан живут ниже черты бедности. 1989
Р. Акманов. Талант там и талант здесь... 1991 Р. Акманов. Талант там и талант здесь... 1991
С. Уваров. Дай! С. Уваров. Дай!
М. Мкртчьян. Школа. 1988 М. Мкртчьян. Школа. 1988
И. Е. Сычев. …Шитое белыми нитками… И. Е. Сычев. …Шитое белыми нитками…
Остерегайтесь случайных связей! Остерегайтесь случайных связей!
А. А. Резаев. Остерегайтесь случайных связей! 1990 А. А. Резаев. Остерегайтесь случайных связей! 1990
«Проблем сейчас достаточно в стране, но экономя на развитии культуры, теряем мы вдвойне, втройне... от бездуховности, невежества, халтуры» «Проблем сейчас достаточно в стране, но экономя на развитии культуры, теряем мы вдвойне, втройне... от бездуховности, невежества, халтуры»
А. Юсаров. Бюрократизм – враг перестройки! А. Юсаров. Бюрократизм – враг перестройки!
В. Филиппов. Земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их… В. Филиппов. Земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их…
К. Касанчин. Хозрасчет К. Касанчин. Хозрасчет
Т. Баженов. Все, ребята! Халтура не пройдет! Москва. 1988 Т. Баженов. Все, ребята! Халтура не пройдет! Москва. 1988
С. Кадибердиев …Буря! Скоро грянет буря! С. Кадибердиев …Буря! Скоро грянет буря!
Н. Верди. Вавилонская башня Н. Верди. Вавилонская башня
С. Кадибердиев. Тупик С. Кадибердиев. Тупик
М. Цветов. Время застоя М. Цветов. Время застоя
В. Д. Механтьев. Гласность не для сведения личных счетов. 1989 В. Д. Механтьев. Гласность не для сведения личных счетов. 1989
О. Тимошин. Время быть личностью. 1988 О. Тимошин. Время быть личностью. 1988
Учитель, будь творческой личностью! Учитель, будь творческой личностью!
В. Зотов. Перестройка. 1991 В. Зотов. Перестройка. 1991
Присутствует как традиционная визуально-вербальная агитация с ясным посылом, так и новый способ разговора с обществом через неоднозначность, многоточия, знаки вопроса. Плакатный способ коммуникации раскрывает основные настроения того времени.
С 1987 года в обиход входят термины «гласность» и «демократия». Гласность является явлением для советского мира новым, однако его связь с истинным коммунизмом доказывается идеями Ленина: «Коммунистам всегда и при всех обстоятельствах нужна правда».
Положительным эффектом стало финансирование научно-технического направления, повышение заработной платы научным работникам.
Активно пропагандируются западные ценности и потребительский образ жизни.
В то же время в характере нового советского человека появляются черты потребителя, убеждение, что все ему обязаны, а он никому не должен.
Плакат использует визуальные метаморфозы, чтобы привлечь внимание, заставить удивиться и обрести состояние эффективного восприятия идеи.
Популярной становится религиозная тема. В социальном дискурсе возникает идея о коммунизме как о фиктивной религии, претендовавшей на место истинной. Встречается множество отсылок к христианским заповедям, попыток осмыслить происходящее.
Нередко свобода слова превращается в откровенные сплетни и клевету.
Стихийный поток информации, хлынувший из всех источников, содержит не только светлую правду, но и настоящую грязь. В результате наступает кризис морали, культуры и нравственности, появляются связанные с этим проблемы: распущенность, преступность, зависимость.
Плакат не только призывает «Остерегайтесь случайных связей!», но и невольно наводит на мысль о XII Московском фестивале молодежи 1985 года, одним из символов которого была матрешка.
Тормозом перестройки объявляется закостенелый правящий аппарат, в котором процветают бюрократия, коррупция и прочие губительные для развития государства явления, обновляется верхушка партии.
В 1985 году падают цены на нефть, а в 1986 году происходит авария на Чернобыльской АЭС, за которой следуют и другие техногенные катастрофы. Все это вынуждает обратиться к теме экологии, охраны природы.
Последние годы СССР – нестабильное и болезненное время. Общественное сознание находится под воздействием противоборствующих идеологий. Официальная социальная реклама действует в духе советской пропаганды, используя методы и стили разных периодов, вновь популярными становятся коллажи и геометрические формы. Основная идея, как и прежде, легко считывается через визуальные образы и вербальный посыл.
Авторский плакат сложнее, противоречивее. Большинство сюжетов пронизаны разочарованием, они развенчивают мифы и обличают то, что раньше превозносилось, нередко хвалят то, что совсем недавно осуждалось. Образы неоднозначны, могут вызывать разные ассоциативные цепочки. Сюжеты скорее негативно влияют на эмоциональное состояние, в каждом образе видится начало конца. Уходит тема светлого будущего.
Перестройка
Перестройка Перестройка
Перестройка началась. Экономический и социальный кризис приводит к стагнации. Государственный корабль застревает во льдах бюрократии, для его спасения нужны героические усилия и воля. Большие надежды возлагаются на нового лидера – Михаила Горбачева.
1990-е 1990-е


Грустно осознавать, что в начале 90-х общество нашей страны было в таком сложном состоянии, что о морали, нравственности и культуре все немного подзабыли.
На нашей выставке мы хотим показать всего несколько социальных работ тех лет, которые, возможно, не так известны, но которые могут показаться вам интересными.
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА НАЧАЛА 90-Х, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО
Г. Каменских. Нам ли работать
и жить по старинке. Смело внедряй в производство новинки! 1990
Г. Каменских. Нам ли работать
и жить по старинке. Смело внедряй в производство новинки! 1990
М. Лукьянов. Ты страшна, лицемерная ложь, вот к какому ты горю ведешь… Наша боль – облученные дети, кто за это повинен, ответьте! 1990 М. Лукьянов. Ты страшна, лицемерная ложь, вот к какому ты горю ведешь… Наша боль – облученные дети, кто за это повинен, ответьте! 1990
С. Саркисов. Свободу планете Земля! 1989 С. Саркисов. Свободу планете Земля! 1989
Афиша выставки «Равноденствие II» (Парыгин, Корольчук, Иосифов). 2003 Афиша выставки «Равноденствие II» (Парыгин, Корольчук, Иосифов). 2003
А. А. Корольчук. Плакат к выставке в лекторий ГРМ. 1991 А. А. Корольчук. Плакат к выставке в лекторий ГРМ. 1991
Из книги вице-президента АКАР, президента Музея Рекламы Владимира Александровича Евстафьева «История российской рекламы. Современный период»

«Новейший период истории России (начиная с 90-х) характеризуется сильными „турбулентными“ процессами. Это и политический излом – переход от одной политической системы к другой, и экономические трансформации – переход от одного экономического устройства к другому, и финансовые кризисы, и активное вхождение на российский рынок иностранного капитала. Это и перестройка средств массовой информации (СМИ).
Также этот период характеризуется переворотом в сознании людей. Если первоначально советские люди по привычке верили всему, что пишут в газетах и показывают по телевизору, то современное сознание россиян совершенно уже другое».
СОВРЕМЕННЫЕ КЕЙСЫ
Если совсем просто:

  • привлекает внимание к важным проблемам общества
  • формирует общественное мнение по конкретным проблемам
  • создает корректные модели поведения людей в обществе
  • объединяет людей, неравнодушных к определенной проблеме
  • стимулирует действия для решения проблем социума и общества

Существует много примеров того, насколько эффективной может быть социальная реклама. Ведь она нужна и бизнесу, и людям, и государству.
Федеральные и правительственные компании, коммерческие и некоммерческие организации могут и должны создавать совместную рекламу, которая будет полезна обществу и при этом улучшит имидж компании, повысит лояльность среди аудитории, даст большие охваты.

О некоторых важных проектах мы и рассказываем на нашей выставке.
СОВРЕМЕННЫЕ КЕЙСЫ


ЗАЧЕМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ НУЖНА СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА?
«Пасха в России в XVII – начале XX века»
ГРУППА КОМПАНИЙ «ИГРОНИК»
Представляем вам новое издание Музеев Московского Кремля – книгу Юлии Уваровой «Пасха в России в XVII – начале XX века» из серии «История старинного праздника».

Великолепно иллюстрированное издание с увлекательными историями о национальных традициях празднования Пасхи в России будет прекрасным дополнением вашей семейной библиотеки. Сюрпризом для вас станут вложенные в книгу праздничные открытки со старинными рецептами блюд для пасхального стола.

Настоящее издание осуществлено при поддержке Группы компаний «Игроник», с которым Музей Московского Кремля успешно сотрудничает на протяжении трех последних лет».
ПОДЕЛИСЬ ТЕПЛОМ
ВМЕСТЕ С СБП
MEDIA INSTINCT
Изначально бренд СБП приобрел известность благодаря переводам по номеру телефона, однако в 2022 году стояла задача повышения знания о платежном функционале: СБП – это не только переводы, но и оплата по QR-коду. Нам предстояло изменить привычный паттерн поведения, и мы решили наглядно продемонстрировать простоту использования QR-кода СБП, вдохновляя людей возможностью сделать свой вклад в большое доброе дело.

Креативная идея проекта – «Поделись теплом с СБП».
В холодное время года мы обратили внимание людей на необходимость помощи бездомным животным и предложили простой и эффективный инструмент помощи: каждый может поделиться своим теплом, отправив любую сумму на помощь животным по QR-коду СБП.
Нам также было важно учесть особенности поведения аудитории: люди часто принимают решения помочь сиюминутно, в моменте – поэтому предстояло уделить особое внимание каналам коммуникации. Для проведения кампании мы специально выбрали зиму, чтобы ярче донести проблему замерзающих животных, а ключевыми точками контакта стали места, где аудитория располагает временем на вдумчивое восприятие сообщения и совершение перевода – остановки, метро, такси и кофейни.

Центром коммуникации стал QR-код: отсканировав его, можно просто и быстро осуществить пожертвование в мобильном приложении своего банка. И он легко интегрируется в рекламные материалы.

Для дополнительного охвата аудитории мы использовали потенциал соцсетей бренда и фонда, а также коммуникацию о проекте через телеграм-каналы и блогеров, которые нередко сами являются владельцами домашних питомцев.

Нашим партнером стал фонд «Добро вместе». Помимо прозрачной отчетности, они – технологичная краудфандинговая платформа, что созвучно характеру бренда.
Одновременно с этим мы хотели дать сигнал другим благотворительным организациям: СБП может стать для них эффективной альтернативой карточному эквайрингу. Помимо более удобного процесса для благотворителя, фондам гарантирована низкая ставка 0,4 % и моментальное зачисление средств на расчетный счет.

КОМАНДА НСПК

Директор департамента маркетинга и коммуникаций: Наталья Пейсахович
Руководитель центра управления брендами и медиа: Валентина Косарева
Бренд-менеджер: Эва Домбровска
Медиаменеджер: Анастасия Колунова
Руководитель центра цифрового маркетинга:
Рената Сайранова

КОМАНДА AFFECT

Команда клиентского сервиса: Ирина Лобанкова, Александра Тихонова, Евгения Сорина
Директор по продукту: Илья Корнеев
Стратегический директор: Николай Мельников
Старший стратег: Мария Генерозова
Старший креативный копирайтер: Елена Поталова
Младший креативный копирайтер: Ксения Иванчикова
Арт-директор: Екатерина Харюшина
Дизайнер: Мария Сигедина
Департамент маркетинговых коммуникаций:
Нина Шарутина, Диана Тугучева, Анастасия Комиссарова, Полина Дарымова

MEDIA INSTINCT GROUP

Аккаунт-директор: Дарья Володькина
Старший менеджер по планированию: Алексей Архипов
Руководитель группы по закупке ООН и индор-рекламы: Торнике Чиковани
Менеджер по закупке ООН и индор-рекламы:
Юля Кодылева
Нажмите на плей,
чтобы запустить видеоролик
адв

Не выходи из-за меня!
Кампания «Не выходи из-за меня», вдохновленная актом предложения руки и сердца, была призвана напомнить гражданам о важности заключительных недель обязательного режима самоизоляции. В городах, где сохранялся режим самоизоляции, стрит-арт художники нанесли на асфальте в спальных районах граффити с фразой «Аня/Лера/Оля, не выходи из-за меня!» и указанием сайта стопкоронавирус.рф. Билборды «Не выходи из-за меня» появились на 600 цифровых рекламных конструкциях по всей стране. Один из крупнейших операторов наружной рекламы Gallery предоставил площади бесплатно.
Координатором масштабной федеральной рекламной кампании выступила АНО «Национальные приоритеты», оператор правительственного ресурса стопкоронавирус.рф. Креативная концепция была создана коммуникационной группой АДВ на безвозмездной основе.
Социальная реклама была и остается важнейшим инструментом для установления диалога между государством и обществом. Являясь крупнейшей коммуникационной группой, АДВ внесла свой вклад и поддержала россиян в непростое время. Концепция, созданная командой АДВ, напомнила людям об их ответственности за судьбы близких и людей вокруг.

Масштабная федеральная рекламная кампания, созданная в партнерстве группы АДВ, Gallery и АНО «Национальные приоритеты», охватила 15 городов России: было задействовано более 600 поверхностей наружной рекламы, также кампания сопровождалась поддержкой стрит-арт художников. Проект был направлен на поддержку молодежи в период самоизоляции из-за коронавирусной инфекции. Ключевой задачей было донести идею важности соблюдения рекомендованных властями мер предосторожности, в частности, оставаться дома и без острой необходимости не покидать пределы своего жилья, что помогло существенно снизить темпы распространения вируса.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: «Не выходи из-за меня!»

КЛИЕНТ: АНО «Национальные приоритеты»

КОМАНДА

АНО «Национальные приоритеты»:
София Малявина
Антон Пашков
Григорий Новиков
Михаил Голубев
Руслана Харитонова

Octagon (группа АДВ):
Татьяна Комиссарова
Иван Заруцкий
Евгений Белоусов
Павел Ваганов

ИНТЕРВЬЮ

София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты»:

«Совместно с нашими партнерами – АДВ и Gallery, нам удалось запустить яркую и креативную кампанию. В любой кризисный период добиться позитивных результатов можно, только объединив усилия. Это очень важно, что лидеры рекламного рынка осознают свою социальную ответственность и участвуют в значимых для общества проектах на некоммерческой основе».
доброшрифт
Доброшрифт – это благотворительный проект, направленный на помощь детям с детским церебральным параличом. В создании шрифта приняли участие 33 ребенка с ДЦП: они написали буквы и символы по специальным прописям, и образцы их почерка стали основой уникального шрифта – символа объединения и поддержки.

Миссия проекта – рассказать широкой аудитории о том, как сложно детям с ДЦП, порой, написать даже одну букву, и призвать всех к использованию специального шрифта – как символа объединения и поддержки.
НАЗВАНИЕ АГЕНТСТВА: Сметана

НАЗВАНИЕ КЛИЕНТА: Благотворительный фонд помощи детям и взрослым «Подарок Ангелу»

КОМАНДА

Анастасия Приказчикова – автор, генеральный продюсер
Серикова Евгения – линейный продюсер
Эльвира Балоянц – менеджер по работе с благополучателями
Нажмите на плей,
чтобы запустить видеоролик
#Немаловажный,
банк «открытие»
OMD Media Direction (Media Direction Group),
FUSE MDG (Media Direction Group)
Социальный проект #Немаловажный банка «Открытие» был запущен в 2020 году для поддержки предпринимателей во время пандемии. Банк «Открытие» помогает тем, кто не останавливается и идет дальше.
Тем, кто не принимает и предпринимает.

О ПРОЕКТЕ

Ключевой особенностью проекта стала возможность для предпринимателей в разгар пандемии COVID-19 бесплатно прорекламировать свои продукты или услуги на ТВ. Эфирное время предоставляло и оплачивало ПАО «Банк „ФК Открытие“». Партнером проекта был выбран холдинг «Национальная Медиа Группа» (НМГ), который объединяет как телевизионные, так и диджитал-каналы, а также агентства OMD Media Direction и FUSE Media Direction Group. Таким образом, используя медиаресурсы НМГ, банк «Открытие» предоставил предпринимателям возможность обратиться к своей аудитории, сохранить прежних и найти новых покупателей своих товаров и услуг. В рамках инициативы также был создан аккаунт @nemalovazhny в Instagram*, где все желающие могли найти информацию об участниках проекта, включая их контакты и сайты компаний. Благодаря этому предприниматели получали широкую известность и могли привлечь внимание потребителей. Участие в проекте было бесплатным для компаний МСБ – клиентов любых банков, а не только банка «Открытие».

* Instagram, продукт компании Meta, которая признана экстремистcкой организацией в России.

КОМАНДА

Елена Семёнова, директор департамента маркетинга и рекламы Банка «Открытие»
Анастасия Тикунова, директор центра маркетинга B2B и B2C Департамента Банка «Открытие»
Инна Зелёнова, управляющий директор, Управление дистанционных продаж Банка «Открытие»
Евгения Лысенко, директор по развитию бизнеса OMD Media Direction (Media Direction Group),
Татьяна Бурцева, медиадиректор OMD Media Direction (Media Direction Group)
Ольга Корабельникова, исполнительный директор FUSE MDG (Media Direction Group)
Кирилл Буславский, руководитель группы по спецпроектам FUSE MDG (Media Direction Group)
Дарья Швецова, менеджер по спецпроектам FUSE MDG (Media Direction Group)
Мария Залунина, руководитель направления КСО Национальная Медиа Группа
Каролина Соколова, генеральный директор ЭВЕРЕСТ

РЕЗУЛЬТАТЫ

В июле 2021 года социальный проект #Немаловажный стал лауреатом программы «Лучшие социальные проекты России» в категории «Поддержка малого и среднего бизнеса». Кроме того, проект получил награды Effie, Silver Mercury, Национальной Премии бизнес-коммуникаций.

E+(ex-Effie Russia)-2021, номинация «Кампании с краткосрочным эффектом» – бронза
Серебряный Меркурий-2021:
  • номинация «Лучшая реализация маркетинговой кампании b2b» – золото
  • номинация «Лучшая социально ориентированная маркетинговая кампания» – бронза
  • номинация «Лучшая интегрированная маркетинговая кампания» – бронза

НПБК-2021:
  • номинация «ТВ реклама» – серебро
  • номинация «Эффективность в бизнесе» – серебро
  • номинация «Эффективность в коммуникации – b2b» – бронза
  • номинация «Эффективность в коммуникации – финсектор» – бронза

Red Apple-2021:
  • номинация «Corporate Social Responsibility» – золото
  • номинация «Channels – use of screens» – серебро
  • номинация «Excellence in media – Impact Award» – бронза
Better (by Okkam)

Арифметика добра: Недетский дом
2022 год был непростым для всего третьего сектора. Фонд столкнулся с тем, что подопечных стало больше, а потенциальных приемных семей – меньше. В этих условиях хотелось напомнить, что ни один детский дом не заменит ребенку семью, и подчеркнуть важность приемного родительства. Так появился проект «Это не детство, когда нет семьи». Ранее в прокат вышел фильм «Недетский дом», где снимались подопечные «Арифметики добра». Фонд консультировал создателей картины по вопросам устройства детских домов, а агентство Better помогало с интеграцией благотворительного месседжа. В процессе обсуждения родилась идея: одновременно с премьерой ленты запустить федеральную информационную кампанию в поддержку фонда. Команда Better взяла на себя разработку коммуникационной стратегии, креатив и медийную поддержку. В основу кампании легли материалы фильма. В качестве креативного приема использовался когнитивный диссонанс: закадровый голос рассказывает о прекрасных моментах детства, тогда как картинка показывает не самые приятные ситуации из жизни детского дома. Актер Сергей Безруков безвозмездно озвучил ролик. Команда Better придумала и реализовала федеральную кампанию 360° на pro bono инвентаре, тем самым максимально сохранив ресурсы фонда для его прямой деятельности. Кампания охватила 31 млн человек, или 27 % совершеннолетних жителей страны. Вырос интерес к проблеме сиротства (+83 % у запросов «сирота», +84 % – у «детского дома», +73 % – у «усыновить»). Ролик получил национальную премию Института развития интернета (ИРИ) в категории «Лучший видеоконтент до трех минут».
АГЕНТСТВО – Better (by Okkam)

ВИДЕОПРОДАКШН – ООО «Тема»

KV – Better (by Okkam)

НАЗВАНИЕ КЛИЕНТА: БФ «Арифметика добра»

КОМАНДА

Михаил Расходников – режиссер
Дмитрий Моисеев – креативный директор
Дмитрий Бережинский – арт-директор
Владлен Заморский – СЕО Better
Дарья Каверина – руководитель группы по устойчивому развитию
Анастасия Павлова – менеджер по устойчивому развитию
Екатерина Дмитриева – независимый эксперт
Нажмите на плей,
чтобы запустить видеоролик
BETTER (BY OKKAM)
Банк еды «Русь»
Банк еды «Русь» – первая фудшеринговая организация и самый крупный банк еды в России, уже более 10 лет он развивает эту технологию: получает у бизнеса качественные продукты и товары и передает их людям в трудной жизненной ситуации. Среди тех, кто получает помощь от фонда, – малоимущие семьи с детьми, одинокие пожилые люди, приюты для бездомных животных. Банк еды «Русь» также заботится не только о людях, но и о природе, не позволяя продуктам попадать на свалки. Перед нами стояла задача просто и наглядно донести до широкой аудитории весь масштаб деятельности банка еды. Агентство Better сделало важный вклад, разработав проект полного цикла с интеграцией благотворительного месседжа. Команда Better взяла на себя разработку коммуникационной стратегии и креатива, продакшн и поддержку фонда в медиа. 
Медийная кампания расширила охват аудитории и позволила получить pro bono размещения на федеральных ТВ-каналах, билбордах и размещения в социальных сетях. Сложный механизм работы Банка еды объяснили зрителю с помощью анимации, показав «путешествие» продуктов из потребительской корзины в руки нуждающегося человека. Реальные изображения продуктов на фоне рисованной анимации создают особый акцент и отражают неотъемлемое присутствие продовольствия в нашей жизни.Съемочные кадры добавляют ролику теплоты и человечности, ведь люди видят на экране реальных представителей Банка еды. Ролик охватил более 43 млн человек. Уровень осведомленности о работе фонда составил впечатляющие 13,2 %.
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА: Банк еды «Русь»

НАЗВАНИЕ АГЕНТСТВА: Better (by Okkam)

НАЗВАНИЕ КЛИЕНТА: БФ «Банк еды Русь»

КОМАНДА

Дмитрий Моисеев – креативный директор
Дмитрий Бережинский – арт-директор
Артем Хармалов – креативный продюсер
Владлен Заморский – СЕО Better
Дарья Каверина – руководитель группы по устойчивому развитию
Анастасия Павлова – менеджер по устойчивому развитию
Нажмите на плей,
чтобы запустить видеоролик
НОЧЛЕЖКА
Проект «Планировка бездомного», созданный креативным агентством Kollegi, имеет цель привлечь внимание жителей Санкт-Петербурга к проблеме бездомности в городе и помочь благотворительной организации «Ночлежка» увеличить объем пожертвований для обеспечения ночлегом большего количества бездомных людей. В создании проекта участвовали Вячеслав Набоков – креативный директор, Павел Алексеев – арт-директор, Артём Бахтин – аккаунт-директор, Оксана Пузикова – аккаунт-директор и Станислав Станьковский – дизайнер.

Ситуация в городе заключается в том, что дворы-колодцы, знаменитые своей удивительной архитектурой, скрывают в себе социальную проблему бездомности. Идея проекта заключается в том, чтобы перевернуть представление петербуржцев о знакомой им с детства архитектурной достопримечательности, показав дворы-колодцы глазами бездомных людей и увидеть в них образ планировки, символизирующий их жизнь под открытым небом.
Ассоциация коммуникационных агентств России

© 2023
All Rights Reserved

© 2023
All Rights Reserved